24 ноября, воскресенье

31 ответ {-} на это

24 июня 2013 / 16:31

Поручение президента России Владимира Путина к 1 ноября 2013 года подготовить единый учебник истории для средних школ не только активизировало работу Министерства образования и науки, но и привлекло внимание общественности к острым вопросам отечественной истории. Российские ученые-историки, политологи и публицисты по просьбе Центра политического анализа представили свое видение 31 «трудного вопроса» российской истории

Поручение президента России Владимира Путина к 1 ноября 2013 года подготовить единый учебник истории для средних школ не только активизировало работу Министерства образования и науки, но и привлекло внимание общественности к острым вопросам отечественной истории. 1 июля Российское историческое общество обещает опубликовать перечень дат и событий, персонажей и трудных вопросов, которые должны включаться в любой учебник истории.

Предварительный список из 31 подобного вопроса уже был составлен Ассоциацией учителей истории и обществознания и был опубликован в СМИ. Оказалось, что детям трудно рассказать не только о Сталине. У многих сложилось впечатление, что вся отечественная история представляет собой череду трудных вопросов. Тем не менее, российские ученые-историки, политологи и публицисты по просьбе Центра политического анализа представили свое видение 31 «трудного вопроса» российской истории.

Вопрос 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Если единый учебник все-таки будет создан, то в нем надо отбросить как резкие антинорманнистские тенденции советской историографии, так и не разводить апологетики роли норманнов. Истина здесь не по середине, а говоря словами Шопенгауэра, истина - она дальше. Должно еще пройти какое-то время, чтобы точки над i оказались расставленными».

Вопрос 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:

«Учебник должен отражать единство великороссов - нынешних русских, белорусов и малороссов-украинцев, как составных частей единой древнерусской народности. Мне кажется, нужно вернуться к тем научно-методическим подходам, которые существовали в учебниках дореволюционной России и которые в целом сохранялись в учебниках советской эпохи, по которым мы учились».

Вопрос 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Отвечает доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин:

«Существует один миф: «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению…»

Вопрос 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Совершенно феноменально пользуясь своей безвестностью, малыми своими размерами, Московское княжество умело оперирует информацией разного рода. За счет двух рычагов Москва набирала силу – союз с церковью и мир с Ордою. Не стоит сбрасывать со счетов и третьего игрока – Великое княжество Литовское, обладавшее самым высокоразвитым массивом земель, доставшихся ему от киевского периода. С Литвой Москва тоже заключила союз».

Вопрос 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

Отвечает доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин:

«Итог того периода правления Ивана IV, который ознаменовался наибольшей степенью его персонального влияния на военные, политические и культурные дела, скорее, отрицательный. Однако итог этот, во-первых, не следует переносить на весь период правления Ивана IV, и, во-вторых, даже на данном отрезке надо отметить не только неудачи, но и достижения…»

Вопрос 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Ограничение самодержавия в России в Смутное время было просто невозможно. Этот институт к тому моменту еще себя не изжил, не раскрыл своих потенций. Его апогей – это XVIII-XIX в. Поэтому я думаю, что в России не нашлось бы слоя, который, как в Великобритании, сумел бы взять на себя такую инициативу. Этот жест был слишком упреждающим, слишком незрелым».

Вопрос 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия).

Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:

«Жители Левобережной Украины, Гетманщины, запорожские казаки не отделяли себя в этническом и, тем более, духовном плане от великороссов, от подданных Московской России, Московского царства. Это было воссоединение некогда расторгнутых - путем сначала монгольского завоевания, а затем установления власти Речи Посполитой – частей одного народа».

Вопрос 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:

«Сам по себе сюжет чрезвычайно сложный и требует довольно высокого уровня знаний. В данном случае проблема заключается в том, насколько он доступен для понимания школьниками. Я бы не стал в школьной программе на этом концентрироваться».

Вопрос 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:

«Когда мы говорим о петровских преобразованиях, вопрос о том, хороши они или нет, вопрос о том, изменил Петр естественное развитие России или наоборот приобщил ее к мировой цивилизации, находятся вне научного знания. Такие суждения носят оценочный характер, а мы должны рассматривать исторические события и задумываться над тем, почему они стали возможны».

Вопрос 10. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:

«Я бы не стал такую проблему формулировать и отягощать умы школьников словосочетанием «просвещенный абсолютизм», по поводу которого у историков нет единого мнения».

Вопрос 11. Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.

Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:

«Если трудности начала царствия Николая I были связаны с внутренней политикой (хотя восстание декабристов имеет и иностранные корни), то сложности для Александра II представляла внешнеполитическая конъюнктура. Провокаторы Крымской войны видели ее итогом крушение российской государственности. Александр, видя слабости в подготовке к войне и неудачную политику отца, "рыцарский" характер которой Европа не оценила, начинает проводить более тонкую как внешнюю, так и внутреннюю политику».

Вопрос 12. Характер общественного движения XIX – начала XX вв. и оценка его роли в истории России.

Отвечает Павел Павлович Панкин, директор школы № 1741 г. Москва, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания:

«Русская революция 1917 года не была плодом деятельности исключительно революционеров, и власть несет долю ответственности за свое падение».

Вопрос 13. Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале XX вв.

Отвечает Павел Павлович Панкин, директор школы 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания:

«Для нас Первая мировая остается малоизвестной. В России нет ни одного памятника погибшим на этой войне, несмотря на то, что мы сыграли свою роль в том, чтобы Франция не пала в 1914 году. Запад это никогда не отрицал. Мы должны были быть победителями в Первой мировой. Для этого были все предпосылки. Надо было, даже не наступая, просто удержать восточный фронт в течение нескольких месяцев».

Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:

«Этот период характеризуется противоборством двух сверхдержав. Основной силой на море была Великобритания, на суше – Россия».

Вопрос 14. Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

Отвечает Холмогоров Егор Станиславович, телеведущий, публицист:

«Национальная политика самодержавия привела к распаду Российской империи и Советского Союза».

Вопрос 15. Оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.

Отвечает Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант:

«Однозначно оценить уровень развития Российской империи к началу Первой мировой войны невозможно. По формальным показателям он был очень хорош, а по сути это было несамодостаточное хозяйство, очень остро зависимое от зарубежных партнеров и практически остановившееся в развитии, как только взаимодействие с некоторыми из этих партнеров нарушилось».

Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:

«Россия входила в пятерку самых развитых государств. По промышленности мы были пятые-шестые, по уровню развития сельского хозяйства в первой тройке. По военной мощи мы были одной из самых сильных держав».

Вопрос 16. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Падение монархии вызвано серьезными социальными противоречиями и политическим кризисом. Правда, некоторые авторы склонны утверждать, что монархия могла бы существовать и дальше, если бы не субъективные и случайные факторы».

Вопрос 17. Русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье.

Отвечает Колеров Модест Алексеевич, историк, президент издательского дома «Регнум»:

«Абсолютное большинство высланных из советской России в 1922 году не хотели уезжать и не только были максимально лояльны по отношению к советской власти, но даже хотели остаться в Советской России для того чтобы участвовать в эволюции советской власти в сторону меньшего людоедства».

Вопрос 18. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Неустойчивость НЭПа сейчас тоже мало у кого вызывает сомнения. Восторженные характеристики политики НЭПа были характерны для времен перестройки, к настоящему моменту накоплен большой критический материал. Было видно, что НЭП пребывал к 1928 году в состоянии глубокого кризиса, и нужно было сделать какой-то выбор».

Вопрос 19. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Отвечает Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН:

«Благодаря лозунгу национального самоопределения, равенства народов, ликвидации привилегий для каких-либо наций, большевики смогли мобилизовать, привлечь на свою сторону очень многих жителей страны из числа национальных меньшинств».

Вопрос 20. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«В формулировке этого вопроса все смешано в кучу. Установление однопартийной диктатуры – это одна проблема, и хронологически она относится к периоду 1917-1922гг. Единовластие Сталина, если под ним понимать то, что Сталин возглавлял пирамиду партийной иерархии – это иная проблематика, относящаяся ко второй половине 20-х и особенно 30-х. Причины этих событий известны и в учебниках перечисляются».

Отвечает Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант:

«В едином учебнике истории не может идти речь о единоличной диктатуре Иосифа Виссарионовича Сталина в виду того, что такой диктатуры никогда не было».

Вопрос 21. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«Внимательное прочтение советско-германского договора о ненападении показывает, что текст не свидетельствует о союзнических отношениях, он свидетельствует только об отношениях соседских. Германия и Италия были союзниками, а Германия и СССР – нет».

Вопрос 22. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«Говорить о цене, конечно, можно, но сама Победа над нацизмом является бесценной. Нет такой цены, которую нельзя было заплатить за ту Победу».

Вопрос 23. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны».

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«Можно говорить о том, что развязали «холодную войну» страны Запада, но поддерживал ее и Советский Союз, сопротивляясь и проводя контрнаступления, поддерживая определенные силы в Латинской Америке, Африке, не говоря уже об открытых столкновениях в Корее и Вьетнаме».

Вопрос 24. Советская национальная политика.

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«В рамках советской национальной политики ставился вопрос о формировании советского человека, в котором ретушировались определенные национальные черты. Однако этнонациональные конфликты конца 80-х показали, что этот вопрос в рамках советской системы не удалось решить».

Отвечает Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН:

«За весь советский период с этнической карты страны не исчезла ни одна даже самая малая группа или народость, в то время как в других регионах мира малые и слабые группы исчезали буквально десятками, а, может быть, и сотнями, особенно в Америке, в Африке, да и в Европе тоже не все сохранились».

Вопрос 25. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Произошла настоящая научно-техническая революция, практически ставшая второй индустриализацией. Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика. К тому же были серьезные издержки, которые привели к новочеркасским волнениям. Очень жесткие отношения у власти в тот период сложились с интеллигенцией. Внешняя политика отличалась импульсивностью, хотя сфера советского влияния в период Хрущева очень сильно расширилась».

Вопрос 26. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

Отвечает Кагарлицкий Борис Юльевич, директор Института Глобализации и социальных движений:

«Вы можете написать, что Брежнев был гением, а диссиденты злодеями или наоборот. Но к выпуску из школы обнаружится, что молодые люди не помнят фамилии Брежнева и не знают, кто такие диссиденты. Нужно разработать методологию учебника, а идеология может быть какой угодно, все равно ее никто не усвоит».


Вопрос 27. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Отвечает Александр Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Кризис советского общества мы все видели своими глазами, выходы из него предлагались разные, в том числе предполагавшие сохранение основ социальной системы путем демократизации советов. О причинах его неудачи спорят. Может быть, проект был плох. Может быть, это было в принципе невозможно».

Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:

«Эксперименты в национальном вопросе, в национальной и территориальной политике в итоге взорвали Советский Союз».

Вопрос 28. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Отвечает Сергей Владимирович Жаворонков, старший научный сотрудник института Гайдара:

«Крах социалистической экономической модели произошел во всем мире. Он был очевиден. Система не справлялась даже с элементарным снабжением граждан товарами народного потребления. Однако экономические реформы в России были осуществлены с многочисленными ошибками».

Вопрос 29. Роль Б.Н. Ельцина в истории России.

Отвечает Борис Вадимович Межуев, кандидат философских наук, главный редактор сайта «Терра Америка»:

«Проблема, стоявшая перед Ельциным, заключалась в следующем: можно ли за счет резко негативного отношения к государственной мощи основать новое государство? Иными словами, можно ли усталость от империи сделать основой для государственного строительства? Оказалось, что сделать это очень сложно».

Вопрос 30. Оценка внешней политики России в 1990-е гг.

Отвечает Никонов Вячеслав Алексеевич, председатель комитета ГД РФ по образованию:

«В 1990-е было как минимум четыре этапа развертывания национальной внешней политики».

Вопрос 31. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Отвечает Данилин Павел Викторович, генеральный директор Центра политического анализа, историк:

«Я полагаю, что концепция преподавания курса современной истории должна быть разработана в обязательном порядке. И должна включать в себя, чтобы не вызывать серьезных споров и раздражения у профессионального сообщества, по большей части фактуру с короткими обоснованиями и объяснениями. В конце концов, объективные данные вполне позволяют нарисовать картину современной России, за которую, по меньшей мере, не будет стыдно».
Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
24 июня / 16:52
Пока что никто не опроверг концепцию этнического единства трех восточнославянских народов
Учебник должен отражать единство великороссов - нынешних русских, белорусов и малороссов-украинцев, как составных частей единой древнерусской народности {Читайте далее}
Попов Эдуард Анатольевич, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
24 июня / 17:10
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде неочевиден
Миф о том, что «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране - беспочвенная публицистика {Читайте далее}
Володихин Дмитрий Михайлович, доктор исторических наук, лауреат премии президента РФ в области образования, кавалер Карамзинского креста
24 июня / 17:12
Итог того периода правления Ивана IV, в котором он максимально сконцентрировал власть в своих руках, скорее отрицательный
Однако итог этот не следует переносить на весь период правления Ивана IV {Читайте далее}
Володихин Дмитрий Михайлович, доктор исторических наук, лауреат премии президента РФ в области образования, кавалер Карамзинского креста
24 июня / 17:29
Мне близок подход Александра Исаевича Солженицына
В учебнике должно быть представлено и либеральное движение {Читайте далее}
Панкин Павел Павлович, директор школы № 1741 г.Москва, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания
24 июня / 17:30
Основной силой на море была Великобритания, на суше – Россия
Этот период характеризуется противоборством двух сверхдержав {Читайте далее}
Стариков Николай Викторович, писатель
24 июня / 17:32
Империя стала практиковать политику этнической многоукладности
Учебник должен отражать те перемены в национальной политике {Читайте далее}
Холмогоров Егор Станиславович, публицист, телеведущий
24 июня / 17:36
Развитие по формальным показателям было весьма масштабным
Развитие по формальным показателям было весьма масштабным {Читайте далее}
Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант
24 июня / 17:50
По военной мощи мы были одной из самых сильных держав
Россия входила в пятерку самых развитых государств {Читайте далее}
Стариков Николай Викторович, писатель
24 июня / 17:53
Говорить о присоединении Украины к России не совсем корректно
Та территория, которая в 1654 году вошла в состав Московского царства, России, составляла лишь 20% территории нынешней Украины {Читайте далее}
Попов Эдуард Анатольевич, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
24 июня / 17:54
Сравнительный анализ социально-политического строя России и стран Западной Европы конца XIX-начала XX века вряд ли доступен для понимания школьников
Я бы не стал в школьной программе на этом концентрироваться {Читайте далее}
Каменский Александр Борисович, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ
24 июня / 17:55
Вопрос о цене петровских преобразований находится вне научного знания
Такие суждения носят оценочный характер, а мы должны рассматривать исторические события и задумываться над тем, почему они стали возможны {Читайте далее}
Каменский Александр Борисович, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ
24 июня / 17:56
Сущность политики просвещенного абсолютизма - не слишком удачная формулировка
Речь в данном случае идет о политике Екатерины Великой и достаточно просто рассказывать о том, какого рода реформы были ею осуществлены {Читайте далее}
Каменский Александр Борисович, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ
24 июня / 17:57
Александр II начинает с целого пакета реформ
Внутренняя политика Николая I оказалась обусловлена антигосударственным {Читайте далее}
Стариков Николай Викторович, писатель
24 июня / 17:59
Исторические оценки периода монархии в России крайне противоречивы
Относительно этих событий в историографии нет единой точки зрения {Читайте далее}
Шубин Александр Владленович, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН
24 июня / 18:00
В вопросе о русской эмиграции 1920-х годов важно избавиться от сентиментального тона
Этот «список трудных вопросов» - обычное оглавление школьного учебника {Читайте далее}
Колеров Модест Алексеевич, историк, президент издательского дома «Регнум»
24 июня / 18:01
Неустойчивость НЭПа сейчас тоже мало у кого вызывает сомнения
Суть историографической полемики по этому вопросу сводится к тому {Читайте далее}
Шубин Александр Владленович, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН
24 июня / 18:02
В школе нет смысла освещать политику большевиков как партии
Благодаря лозунгу национального самоопределения {Читайте далее}
Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН имени Миклухо-Маклая имени Н.Н. Миклухо-Маклая, член РАН
24 июня / 18:04
Сталин возглавлял пирамиду партийной иерархии
В формулировке этого вопроса все смешано в кучу {Читайте далее}
Шубин Александр Владленович, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН
24 июня / 18:05
Никакой диктатуры Сталина никогда не было
В едином учебнике истории не может идти речь о единоличной диктатуре {Читайте далее}
Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант
24 июня / 18:07
Ведение войны как таковой в современном мире нелегитимно
Надо сформировать у школьников четкие представления о том, что {Читайте далее}
Симиндей Владимир Владимирович, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»
24 июня / 18:07
Нет такой цены, которую нельзя было заплатить за ту Победу
Планы нацистов предполагали войну на уничтожение целых категорий граждан {Читайте далее}
Симиндей Владимир Владимирович, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»
24 июня / 18:08
Развязали "холодную войну" страны Запада, но поддерживал ее своими действиями и Советский Союз
К «холодной войне» привели активные действия по блокированию экспансии коммунизма {Читайте далее}
Симиндей Владимир Владимирович, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»
24 июня / 18:09
Советская национальная политика была противоречивой
Построение государственной модели с учетом национального фактора было вещью неизбежной {Читайте далее}
Симиндей Владимир Владимирович, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»
24 июня / 18:10
В Советском Союзе существовали разные формы внутренних автономий в виде республик
В учебнике необходимо рассказать о том, что советский опыт {Читайте далее}
Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН имени Миклухо-Маклая имени Н.Н. Миклухо-Маклая, член РАН
24 июня / 18:11
Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика
Мы можем говорить об определенных достижениях этого времени {Читайте далее}
Шубин Александр Владленович, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН
24 июня / 18:12
Перестройка - урок нашему времени
Это все происходило у нас на глазах, и эмоциональный накал в оценках перестройки очень велик {Читайте далее}
Шубин Александр Владленович, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН
24 июня / 18:12
Президент Путин правильно назвал распад СССР геополитической катастрофой
Первой такой катастрофой стал распад Российской империи {Читайте далее}
Попов Эдуард Анатольевич, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
24 июня / 18:14
Экономические реформы в России были осуществлены с большими ошибками
Крах социалистической экономической модели произошел во всем мире {Читайте далее}
Жаворонков Сергей Владимирович, старший научный сотрудник института Гайдара
24 июня / 18:15
В современной российской истории Ельцина можно соотнести с Лениным
Задача каждого государства состоит в попытке соединения {Читайте далее}
Межуев Борис Вадимович, политолог, журналист, кандидат философских наук
24 июня / 18:17
В СССР никогда не было министерства иностранных дел РСФСР
В 1990-е было как минимум четыре этапа развертывания национальной внешней политики {Читайте далее}
Никонов Вячеслав Алексеевич, председатель комитета ГД РФ по образованию
25 июня / 22:19
Мы должны были быть победителями в Первой мировой
Мы были союзниками Франции и обязаны были вступить в Первую мировую войну {Читайте далее}
Панкин Павел Павлович, директор школы № 1741 г.Москва, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания
25 июня / 22:19
В Смутное время попытка ограничить самодержавие не увенчалась бы успехом
Идею ограничения самодержавной власти проталкивала русская либеральная историография, особенно кадетского крыла {Читайте далее}
Белоконь Иван Александрович, преподаватель Историко-архивного института РГГУ
25 июня / 22:32
Патриотизм должен быть имманентно присущ изложению истории
Если единый учебник все-таки будет создан, то в нем надо отбросить как резкие антинорманнистские тенденции советской историографии, так и не разводить апологетики роли норманнов {Читайте далее}
Белоконь Иван Александрович, преподаватель Историко-архивного института РГГУ
25 июня / 23:03
Без знания современной истории дети будут гиперкритичны по отношению к прошлому страны
В профессиональном сообществе историков нет консенсуса не только по тому, как преподавать современную историю, но и в целом по необходимости ее преподавать {Читайте далее}
Данилин Павел Викторович, историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России
26 июня / 16:10
Между Русью и Ордой были сложные, динамично изменявшиеся отношения
За счет двух рычагов Москва набирала силу – союз с церковью и мир с Ордою {Читайте далее}
Белоконь Иван Александрович, преподаватель Историко-архивного института РГГУ
7 августа / 21:40
Сейчас проблема в том, что дети не понимают сути исторического процесса
Проблема заключается в методологии преподавания, а она чудовищная {Читайте далее}
Кагарлицкий Борис Юльевич, директор Института Глобализации и социальных движений