24 апреля, среда

Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика

24 июня 2013 / 18:11
доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Мы можем говорить об определенных достижениях этого времени.

Вопрос № 25. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.


Мы можем говорить об определенных достижениях этого времени. Они достаточно широко известны – отказ от массового террора, начало процессов реабилитации политзаключенных. Обычно это расценивается как позитивный фактор, хотя какие-нибудь сталинисты с этим могут не согласиться.

Были определенные экономические достижения. Достаточно сказать о темпах роста нашей экономики, обычно эти цифры в учебниках называются. Произошла настоящая научно-техническая революция, практически ставшая второй индустриализацией. Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика. Правда бездумное развитие последней можно отнести и к недостаткам. К тому же были серьезные издержки, которые привели к новочеркасским волнениям. Очень жесткие отношения у власти в тот период сложились с интеллигенцией. Внешняя политика отличалась импульсивностью, хотя сфера советского влияния в период Хрущева очень сильно расширилась. Поэтому, скорее можно говорить об успехах внешней политики, хотя она и была довольно рискованной.

Но, если люди стоят на позициях жесткого антиреформизма и стабильность для них является самоцелью, то Хрущев будет для них негативной фигурой. Если люди остро критикуют общество «реального социализма», которое существовало в СССР, то тоже будут относиться к Хрущеву негативно. Он все-таки не был либералом, это не Гайдар и не Ельцин.

Соотнеся все плюсы и минусы, мы должны сойтись на том, что Хрущев был сложной фигурой, и ученики должны знать об основных проблемах и основных достижениях хрущевского периода. Выносить окончательный вердикт хороший он был дяденька или бяка – задача уровня детского сада. В школьном же учебнике картина должна быть сбалансированной и позволять ученику рассуждать самостоятельно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика