29 марта, пятница

Перестройка - урок нашему времени

24 июня 2013 / 18:12
доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Это все происходило у нас на глазах, и эмоциональный накал в оценках перестройки очень велик.

Вопрос № 27. Причины, последствия и оценка перестройки и распада СССР

Это все происходило у нас на глазах, и эмоциональный накал в оценках перестройки очень велик. Проект закончился неудачей, и люди ищут разные этому объяснения. За пределами учебников распространена даже конспирологическая версия о том, что Горбачев запустил перестройку специально, чтобы навредить Советскому Союзу. Конечно, в серьезной литературе и учебниках такая точка зрения вряд ли закрепится, хотя в наше время все может быть. Пока предлагаются более системные подходы.

Кризис советского общества мы все видели своими глазами, выходы из него предлагались разные, в том числе предполагавшие сохранение основ социальной системы путем демократизации советов. О причинах его неудачи спорят. Может быть, проект был плох. Может быть, это было в принципе невозможно. В учебниках эти споры отражаются, и присутствует разница в акцентах. Авторы, которые хорошо владеют ремеслом, стремятся показать ученикам, что история является процессом неоднозначным. Да, руководство страны не справилось, но не справилось в очень сложной ситуации. Фактический материал, который приводится в учебниках, это подтверждает.

Сейчас, если будет писаться один учебник, особенно если будут поставлены какие-то идеологические задачи, то ситуация станет гораздо хуже, поскольку придется видимо извлечь какие-то уроки. Скорее всего, будет сделан упор на том, что если начинаются какие-то перемены, то это очень плохо – посмотрите-ка на то, что случилось с Советским Союзом. Если такой вывод будет сделан, то подвергнется критике со стороны специалистов. Если будет предложена какая-то комплексная картина, это можно будет только приветствовать. Но из-за статуса единого учебника специалисты покажут, что соотношения элементов комплекса можно расценивать и иначе. Хотя, во всяком случае, это будет лучше, нежели если нам попытаются навязать идеологическую картину – вот была стабильность, потом от нее отказались и получилось плохо.

От стабильности перед перестройкой отказались не просто так. Даже такие адепты этой стабильности как Леонид Ильич Брежнев и Юрий Владимирович Андропов, судя по имеющимся сейчас документам, самым активным образом искали выход из сложившейся ситуации. Они продумывали проекты реформ, но понимая глубину проблем, опасались действовать решительно, и от этого кризис только углублялся. В этом отношении перестройка - тоже урок нашему времени и опасно навязывать какую-то одну трактовку этих уроков. Можно очень жестоко ошибиться.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка