31 ответ {-} на это

24 июня 2013 / 16:31

Поручение президента России Владимира Путина к 1 ноября 2013 года подготовить единый учебник истории для средних школ не только активизировало работу Министерства образования и науки, но и привлекло внимание общественности к острым вопросам отечественной истории. Российские ученые-историки, политологи и публицисты по просьбе Центра политического анализа представили свое видение 31 «трудного вопроса» российской истории

Поручение президента России Владимира Путина к 1 ноября 2013 года подготовить единый учебник истории для средних школ не только активизировало работу Министерства образования и науки, но и привлекло внимание общественности к острым вопросам отечественной истории. 1 июля Российское историческое общество обещает опубликовать перечень дат и событий, персонажей и трудных вопросов, которые должны включаться в любой учебник истории.

Предварительный список из 31 подобного вопроса уже был составлен Ассоциацией учителей истории и обществознания и был опубликован в СМИ. Оказалось, что детям трудно рассказать не только о Сталине. У многих сложилось впечатление, что вся отечественная история представляет собой череду трудных вопросов. Тем не менее, российские ученые-историки, политологи и публицисты по просьбе Центра политического анализа представили свое видение 31 «трудного вопроса» российской истории.

Вопрос 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Если единый учебник все-таки будет создан, то в нем надо отбросить как резкие антинорманнистские тенденции советской историографии, так и не разводить апологетики роли норманнов. Истина здесь не по середине, а говоря словами Шопенгауэра, истина - она дальше. Должно еще пройти какое-то время, чтобы точки над i оказались расставленными».

Вопрос 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:

«Учебник должен отражать единство великороссов - нынешних русских, белорусов и малороссов-украинцев, как составных частей единой древнерусской народности. Мне кажется, нужно вернуться к тем научно-методическим подходам, которые существовали в учебниках дореволюционной России и которые в целом сохранялись в учебниках советской эпохи, по которым мы учились».

Вопрос 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Отвечает доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин:

«Существует один миф: «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению…»

Вопрос 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Совершенно феноменально пользуясь своей безвестностью, малыми своими размерами, Московское княжество умело оперирует информацией разного рода. За счет двух рычагов Москва набирала силу – союз с церковью и мир с Ордою. Не стоит сбрасывать со счетов и третьего игрока – Великое княжество Литовское, обладавшее самым высокоразвитым массивом земель, доставшихся ему от киевского периода. С Литвой Москва тоже заключила союз».

Вопрос 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

Отвечает доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин:

«Итог того периода правления Ивана IV, который ознаменовался наибольшей степенью его персонального влияния на военные, политические и культурные дела, скорее, отрицательный. Однако итог этот, во-первых, не следует переносить на весь период правления Ивана IV, и, во-вторых, даже на данном отрезке надо отметить не только неудачи, но и достижения…»

Вопрос 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

Отвечает Белоконь Иван Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Ограничение самодержавия в России в Смутное время было просто невозможно. Этот институт к тому моменту еще себя не изжил, не раскрыл своих потенций. Его апогей – это XVIII-XIX в. Поэтому я думаю, что в России не нашлось бы слоя, который, как в Великобритании, сумел бы взять на себя такую инициативу. Этот жест был слишком упреждающим, слишком незрелым».

Вопрос 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия).

Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:

«Жители Левобережной Украины, Гетманщины, запорожские казаки не отделяли себя в этническом и, тем более, духовном плане от великороссов, от подданных Московской России, Московского царства. Это было воссоединение некогда расторгнутых - путем сначала монгольского завоевания, а затем установления власти Речи Посполитой – частей одного народа».

Вопрос 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:

«Сам по себе сюжет чрезвычайно сложный и требует довольно высокого уровня знаний. В данном случае проблема заключается в том, насколько он доступен для понимания школьниками. Я бы не стал в школьной программе на этом концентрироваться».

Вопрос 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:

«Когда мы говорим о петровских преобразованиях, вопрос о том, хороши они или нет, вопрос о том, изменил Петр естественное развитие России или наоборот приобщил ее к мировой цивилизации, находятся вне научного знания. Такие суждения носят оценочный характер, а мы должны рассматривать исторические события и задумываться над тем, почему они стали возможны».

Вопрос 10. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

Отвечает Александр Борисович Каменский, декан Факультета истории НИУ-ВШЭ:

«Я бы не стал такую проблему формулировать и отягощать умы школьников словосочетанием «просвещенный абсолютизм», по поводу которого у историков нет единого мнения».

Вопрос 11. Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III.

Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:

«Если трудности начала царствия Николая I были связаны с внутренней политикой (хотя восстание декабристов имеет и иностранные корни), то сложности для Александра II представляла внешнеполитическая конъюнктура. Провокаторы Крымской войны видели ее итогом крушение российской государственности. Александр, видя слабости в подготовке к войне и неудачную политику отца, "рыцарский" характер которой Европа не оценила, начинает проводить более тонкую как внешнюю, так и внутреннюю политику».

Вопрос 12. Характер общественного движения XIX – начала XX вв. и оценка его роли в истории России.

Отвечает Павел Павлович Панкин, директор школы № 1741 г. Москва, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания:

«Русская революция 1917 года не была плодом деятельности исключительно революционеров, и власть несет долю ответственности за свое падение».

Вопрос 13. Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале XX вв.

Отвечает Павел Павлович Панкин, директор школы 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания:

«Для нас Первая мировая остается малоизвестной. В России нет ни одного памятника погибшим на этой войне, несмотря на то, что мы сыграли свою роль в том, чтобы Франция не пала в 1914 году. Запад это никогда не отрицал. Мы должны были быть победителями в Первой мировой. Для этого были все предпосылки. Надо было, даже не наступая, просто удержать восточный фронт в течение нескольких месяцев».

Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:

«Этот период характеризуется противоборством двух сверхдержав. Основной силой на море была Великобритания, на суше – Россия».

Вопрос 14. Характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

Отвечает Холмогоров Егор Станиславович, телеведущий, публицист:

«Национальная политика самодержавия привела к распаду Российской империи и Советского Союза».

Вопрос 15. Оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.

Отвечает Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант:

«Однозначно оценить уровень развития Российской империи к началу Первой мировой войны невозможно. По формальным показателям он был очень хорош, а по сути это было несамодостаточное хозяйство, очень остро зависимое от зарубежных партнеров и практически остановившееся в развитии, как только взаимодействие с некоторыми из этих партнеров нарушилось».

Отвечает Николай Викторович Стариков, писатель:

«Россия входила в пятерку самых развитых государств. По промышленности мы были пятые-шестые, по уровню развития сельского хозяйства в первой тройке. По военной мощи мы были одной из самых сильных держав».

Вопрос 16. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Падение монархии вызвано серьезными социальными противоречиями и политическим кризисом. Правда, некоторые авторы склонны утверждать, что монархия могла бы существовать и дальше, если бы не субъективные и случайные факторы».

Вопрос 17. Русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье.

Отвечает Колеров Модест Алексеевич, историк, президент издательского дома «Регнум»:

«Абсолютное большинство высланных из советской России в 1922 году не хотели уезжать и не только были максимально лояльны по отношению к советской власти, но даже хотели остаться в Советской России для того чтобы участвовать в эволюции советской власти в сторону меньшего людоедства».

Вопрос 18. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Неустойчивость НЭПа сейчас тоже мало у кого вызывает сомнения. Восторженные характеристики политики НЭПа были характерны для времен перестройки, к настоящему моменту накоплен большой критический материал. Было видно, что НЭП пребывал к 1928 году в состоянии глубокого кризиса, и нужно было сделать какой-то выбор».

Вопрос 19. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Отвечает Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН:

«Благодаря лозунгу национального самоопределения, равенства народов, ликвидации привилегий для каких-либо наций, большевики смогли мобилизовать, привлечь на свою сторону очень многих жителей страны из числа национальных меньшинств».

Вопрос 20. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«В формулировке этого вопроса все смешано в кучу. Установление однопартийной диктатуры – это одна проблема, и хронологически она относится к периоду 1917-1922гг. Единовластие Сталина, если под ним понимать то, что Сталин возглавлял пирамиду партийной иерархии – это иная проблематика, относящаяся ко второй половине 20-х и особенно 30-х. Причины этих событий известны и в учебниках перечисляются».

Отвечает Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант:

«В едином учебнике истории не может идти речь о единоличной диктатуре Иосифа Виссарионовича Сталина в виду того, что такой диктатуры никогда не было».

Вопрос 21. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«Внимательное прочтение советско-германского договора о ненападении показывает, что текст не свидетельствует о союзнических отношениях, он свидетельствует только об отношениях соседских. Германия и Италия были союзниками, а Германия и СССР – нет».

Вопрос 22. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«Говорить о цене, конечно, можно, но сама Победа над нацизмом является бесценной. Нет такой цены, которую нельзя было заплатить за ту Победу».

Вопрос 23. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны».

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«Можно говорить о том, что развязали «холодную войну» страны Запада, но поддерживал ее и Советский Союз, сопротивляясь и проводя контрнаступления, поддерживая определенные силы в Латинской Америке, Африке, не говоря уже об открытых столкновениях в Корее и Вьетнаме».

Вопрос 24. Советская национальная политика.

Отвечает Владимир Владимирович Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»:

«В рамках советской национальной политики ставился вопрос о формировании советского человека, в котором ретушировались определенные национальные черты. Однако этнонациональные конфликты конца 80-х показали, что этот вопрос в рамках советской системы не удалось решить».

Отвечает Тишков Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН:

«За весь советский период с этнической карты страны не исчезла ни одна даже самая малая группа или народость, в то время как в других регионах мира малые и слабые группы исчезали буквально десятками, а, может быть, и сотнями, особенно в Америке, в Африке, да и в Европе тоже не все сохранились».

Вопрос 25. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

Отвечает Александр Владленович Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Произошла настоящая научно-техническая революция, практически ставшая второй индустриализацией. Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика. К тому же были серьезные издержки, которые привели к новочеркасским волнениям. Очень жесткие отношения у власти в тот период сложились с интеллигенцией. Внешняя политика отличалась импульсивностью, хотя сфера советского влияния в период Хрущева очень сильно расширилась».

Вопрос 26. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

Отвечает Кагарлицкий Борис Юльевич, директор Института Глобализации и социальных движений:

«Вы можете написать, что Брежнев был гением, а диссиденты злодеями или наоборот. Но к выпуску из школы обнаружится, что молодые люди не помнят фамилии Брежнева и не знают, кто такие диссиденты. Нужно разработать методологию учебника, а идеология может быть какой угодно, все равно ее никто не усвоит».


Вопрос 27. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Отвечает Александр Шубин, доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

«Кризис советского общества мы все видели своими глазами, выходы из него предлагались разные, в том числе предполагавшие сохранение основ социальной системы путем демократизации советов. О причинах его неудачи спорят. Может быть, проект был плох. Может быть, это было в принципе невозможно».

Отвечает Попов Эдуард Анатольевич, директор Центра украинистики ЮФУ:

«Эксперименты в национальном вопросе, в национальной и территориальной политике в итоге взорвали Советский Союз».

Вопрос 28. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Отвечает Сергей Владимирович Жаворонков, старший научный сотрудник института Гайдара:

«Крах социалистической экономической модели произошел во всем мире. Он был очевиден. Система не справлялась даже с элементарным снабжением граждан товарами народного потребления. Однако экономические реформы в России были осуществлены с многочисленными ошибками».

Вопрос 29. Роль Б.Н. Ельцина в истории России.

Отвечает Борис Вадимович Межуев, кандидат философских наук, главный редактор сайта «Терра Америка»:

«Проблема, стоявшая перед Ельциным, заключалась в следующем: можно ли за счет резко негативного отношения к государственной мощи основать новое государство? Иными словами, можно ли усталость от империи сделать основой для государственного строительства? Оказалось, что сделать это очень сложно».

Вопрос 30. Оценка внешней политики России в 1990-е гг.

Отвечает Никонов Вячеслав Алексеевич, председатель комитета ГД РФ по образованию:

«В 1990-е было как минимум четыре этапа развертывания национальной внешней политики».

Вопрос 31. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Отвечает Данилин Павел Викторович, генеральный директор Центра политического анализа, историк:

«Я полагаю, что концепция преподавания курса современной истории должна быть разработана в обязательном порядке. И должна включать в себя, чтобы не вызывать серьезных споров и раздражения у профессионального сообщества, по большей части фактуру с короткими обоснованиями и объяснениями. В конце концов, объективные данные вполне позволяют нарисовать картину современной России, за которую, по меньшей мере, не будет стыдно».
Архивный материал.
Пока что никто не опроверг концепцию этнического единства трех восточнославянских народов / читать
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде неочевиден / читать
Итог того периода правления Ивана IV, в котором он максимально сконцентрировал власть в своих руках, скорее отрицательный / читать
Мне близок подход Александра Исаевича Солженицына / читать
Основной силой на море была Великобритания, на суше – Россия / читать
Империя стала практиковать политику этнической многоукладности / читать
Развитие по формальным показателям было весьма масштабным / читать
По военной мощи мы были одной из самых сильных держав / читать
Говорить о присоединении Украины к России не совсем корректно / читать
Сравнительный анализ социально-политического строя России и стран Западной Европы конца XIX-начала XX века вряд ли доступен для понимания школьников / читать
Вопрос о цене петровских преобразований находится вне научного знания / читать
Сущность политики просвещенного абсолютизма - не слишком удачная формулировка / читать
Александр II начинает с целого пакета реформ / читать
Исторические оценки периода монархии в России крайне противоречивы / читать
В вопросе о русской эмиграции 1920-х годов важно избавиться от сентиментального тона / читать
Неустойчивость НЭПа сейчас тоже мало у кого вызывает сомнения / читать
В школе нет смысла освещать политику большевиков как партии / читать
Сталин возглавлял пирамиду партийной иерархии / читать
Никакой диктатуры Сталина никогда не было / читать
Ведение войны как таковой в современном мире нелегитимно / читать
Нет такой цены, которую нельзя было заплатить за ту Победу / читать
Развязали "холодную войну" страны Запада, но поддерживал ее своими действиями и Советский Союз / читать
Советская национальная политика была противоречивой / читать
В Советском Союзе существовали разные формы внутренних автономий в виде республик / читать
Появились новые отрасли экономики, такие как космонавтика, атомная энергетика / читать
Перестройка - урок нашему времени / читать
Президент Путин правильно назвал распад СССР геополитической катастрофой / читать
Экономические реформы в России были осуществлены с большими ошибками / читать
В современной российской истории Ельцина можно соотнести с Лениным / читать
В СССР никогда не было министерства иностранных дел РСФСР / читать
Мы должны были быть победителями в Первой мировой / читать
В Смутное время попытка ограничить самодержавие не увенчалась бы успехом / читать
Патриотизм должен быть имманентно присущ изложению истории / читать
Без знания современной истории дети будут гиперкритичны по отношению к прошлому страны / читать
Между Русью и Ордой были сложные, динамично изменявшиеся отношения / читать
Сейчас проблема в том, что дети не понимают сути исторического процесса / читать