Идею ограничения самодержавной власти проталкивала русская либеральная историография, особенно кадетского крыла.
Вопрос № 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
На излете советского периода был издан весьма неплохой экспериментальный учебник в двух томах «История отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX века» и «История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства» (М., Государственное издательство политической литературы, 1991). В этом учебном пособии приняли участие все наиболее крупные историки, освещавшие в т.ч. период XIX века. Среди авторов был и мой научный руководитель Сергей Владимирович Мироненко. О рубеже XIX-XX вв. и о российском либерализме писал мой учитель Корнелий Федорович Шацилло. По Смутному времени там был очень неплохой очерк, автором которого был Владимир Борисович Кобрин. К сожалению, он не долгое время в нашем Историко-архивном институте отработал, смерть похитила его в 1990 г, насколько я помню.
В этих «Очерках» Смутное время рассматривается с точки зрения некоей альтернативы, то есть как попытка ограничить самодержавную власть, - попытка, которая в России впоследствии предпринималась не единожды. В том же разрезе рассматривается эпоха дворцовых переворотов, хотя современники этим термином не оперировали, они говорили «эпоха дворских бурь». Есть хорошая монография нашего профессора РГГУ Курукина Игоря Владимировича, которая так и называется «Эпоха дворских бурь» (Рязань, 2003).
В Смутное время попытка ограничить самодержавие не увенчалась бы успехом – она не нашла бы опоры в обществе. Если уж такие историки как Евгений Викторович Анисимов, как и Курукин - специалист по XVII в., - говорят о «затйке верховников», то есть о том, что это была не попытка аристократического или олигархического слоя ограничить власть в пользу установления устойчивого института, а внутренняя борьба.
Идею ограничения самодержавной власти проталкивала русская либеральная историография, особенно кадетского крыла - это Кизеветтер, Корнилов, автор учебника по XIX в. и пр. Они хотели увидеть здесь то, чему были свидетелями и современниками. Реалии конца XIX - начала XX века они переносили в более раннюю эпоху.
Я думаю, что ограничение самодержавия в России в то время было просто невозможно. Этот институт к тому моменту еще себя не изжил, не раскрыл своих потенций. Его апогей – это XVIII-XIX в. Поэтому я думаю, что в России не нашлось бы слоя, который, как в Великобритании, сумел бы взять на себя такую инициативу. Этот жест был слишком упреждающим, слишком незрелым.