22 ноября, пятница

В вопросе о русской эмиграции 1920-х годов важно избавиться от сентиментального тона

24 июня 2013 / 18:00
историк, президент издательского дома «Регнум»

Этот «список трудных вопросов» - обычное оглавление школьного учебника.

Вопрос № 17. Русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье

Этот «Список трудных вопросов» - обычное оглавление школьного учебника. Очень смешно, что оглавление учебника называется «трудными вопросами». Теперь к вашему вопросу.

В истории высылки 1922 года и начала политической, качественной русской эмиграции 1920-х гг. важно избавиться от сентиментального тона и отметить по крайней мере два фундаментальных обстоятельства. Абсолютное большинство высланных из Советской России в 1922 году не хотели уезжать и не только были максимально лояльны по отношению к советской власти, но даже хотели остаться в Советской России для того чтобы участвовать в эволюции советской власти в сторону меньшего людоедства. Они были теми лоялистами, которые сразу по прибытии в эмиграцию вступили в жесткий и радикальный конфликт с белой эмиграцией.

А вот для начальной истории белой эмиграции важно отметить, что значительная ее часть вступила на путь сотрудничества с теми, кто готовил интервенцию против советской России и кто под видом борьбы против советской России продолжали старую империалистическую колониальную борьбу против России вообще и русских вообще.  Тема коллаборационизма русской эмиграции, которая расколола русскую эмиграцию в 1941 году и раньше тоже должна быть освещена.

Итак, в рождении русской эмиграции важно понимать сложное, двусмысленное, неоднозначное отношение русской эмиграции к советской власти и одновременно сложное, на грани национальной измены, отношение части русской эмиграции к России вообще.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика