Надо сформировать у школьников четкие представления о том, что.
Вопрос № 21. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны
Надо сформировать у школьников четкие представления о том, что международные нормы межвоенного периода, конечно, отражали определенные достижения, которых добилась дипломатия по итогам Первой мировой войны. Однако эпоха Лиги наций не была такой уж благостной, и международное право во многих ситуациях оказывалось не на высоте. Мир после 1945 года, когда уже была создана ООН с таким мощным механизмом как Совет Безопасности и сформировалась система сдержек и противовесов, когда державы с различными политическими системами обладали ядерным оружием – это одно. Мир в межвоенный период был совсем иным. То, что после 1945 года было однозначно запрещено, не было под запретом в 30-е годы.
Ведение войны как таковой в современном мире нелегитимно. Можно проводить гуманитарные интервенции, отдельные боевые действия, но развязывать войну запрещено международным правом. В межвоенный период действовали старые нормы. В Гаагской конвенции, например, говорится об условиях ведения войны. Война считалась не очень приятным, но необходимым элементом проведения внешней политики. Это надо четко показать.
Также следует обязательно развеять всеобщее заблуждение насчет того, что СССР был союзником нацистской Германии. Внимательное прочтение советско-германского договора о ненападении показывает, что текст не свидетельствует о союзнических отношениях, он свидетельствует только об отношениях соседских. Германия и Италия были союзниками, а Германия и СССР – нет. Хотя договор касался вопросов, потенциально затрагивающих третьих стран, но главным экспансионистским государством на момент подписания пакта Молотова-Риббентропа была Германия. Советский Союз экспансионистскую политику в это время не проводил. Разграничение сферы интересов было попыткой защититься от чрезмерного проникновения германских интересов в самом широком смысле слова, от экономических до военных, на Восток. С точки зрения СССР это был охранительный договор, а вовсе не договор о союзных действиях. Любой человек, знакомый с историей дипломатии, понимает, чем союзнические отношения отличаются от любых иных.