Гражданская война на Украине продолжается. Власти провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик открыто заявляют о готовности отделиться от Украины. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, не обещают новоявленным микрогосударствам быстрого процветания, однако отмечают, что у них есть определенный экономический потенциал.
После референдумов о самоопределении, прошедших в Луганской и Донецкой областях 11 мая, представители народных властей обоих регионов объявили о готовности выйти из состава Украины.
О том, что угроза полного разрыва ДНР и ЛНР с Украиной вполне реальна, говорит вчерашнее видеообращение одного из самых богатых украинских олигархов Рината Ахметова, контролирующего бизнес на территории Луганской и Донецкой областей. В своем обращении Ахметов выделил четыре сценария дальнейшего развития ситуации на Юго-Востоке Украины. «Первый: остается все как есть, вся власть в Киеве, а регионы развиваются по остаточному принципу. Этот путь изжил себя. Он не имеет права на жизнь. Второй – Донецкая Народная Республика. Ее никто в мире не признает, а структура нашей экономики – это угольная промышленность, металлургия, энергетика, химическая промышленность, машиностроение и сельское хозяйство. Мы попадем под огромные санкции. Мы не сможем ни продавать, ни производить. Это означает безработицу, остановку производства, бегство. Третий – присоединение к России. Я глубоко убежден, что это не надо ни России, ни Донбассу. Мы попадем под огромные санкции и точно так же не сможем ни продавать, ни производить свою продукцию», - говорит Ахметов. Единственно правильным Ахметов назвал четвертый вариант, который заключается в изменении Конституции и децентрализации власти.
Говоря о том, что ждет новые самопровозглашенные государства, если действительно произойдет из выделение из состава Украины, политолог, шеф-редактор «Однако. Евразия» Семен Уралов напоминает, что одна только Донецкая область производит 20-30% ВВП всей Украины.
«В Донецкой области находятся основные месторождения угля, который, несмотря ни на что, остается важным энергоресурсом. Кроме того, там развито тяжелое машиностроение, черная металлургия, а в Мариуполе находится порт. Донбасс, по сути, является становым хребтом экономики Украины», - говорит Уралов.
При этом на сегодняшний день область отдает большую часть своих доходов Киеву, который, в свою очередь, перераспределяет деньги по своему усмотрению, продолжает эксперт. В итоге из Донецкой республики, по мнению Уралова, может получиться аналог Приднестровья, где в силу отсутствия влияния сетевого олигархата, пенсии выше, а платежи по ЖКХ ниже, чем в Молдавии.
В свою очередь, журналист Александр Чаленко добавляет, что если предположить отделение не одной Донецкой области, а всех юго-восточных регионов страны, условно объединенных в Новороссию, то Украина потеряет 80-85% своего ВВП.
«Поэтому не стоит слишком серьезно воспринимать разговоры об экономическом кризисе в случае отделения», - считает Чаленко.
«Наоборот, независимость от Украины и привязка к российским заказам выгодна не только Донбассу, она выгодна в перспективе и всей Новороссии. Это будет большим подспорьем для оборонных заводов Днепропетровска, верфей Одессы, завода «Турбоатом» в Николаеве», - считает он.
При этом присоединение микрореспублик к России не было бы выгодно ни гипотетическому объединенному Юго-Востоку, ни самой России. Об этом говорит партнер компании «УкрАгроКонсалт» Денис Жарких.
«Удар получат смежные области - Харьковская, Днепропетровская, Запорожье, поскольку экономические связи будут нарушены, что создаст в этих областях экономический и социальный кризис. А Россия получит в новых территориях массу серьезных проблем. Ей придется полностью перестраивать экономику этих областей в соответствии с общероссийской практикой, а это большие инвестиции», - считает он.
Важнейшей составляющей финансово-экономической жизни юго-восточных регионов Украины является местный олигархат, управляющий абсолютным большинством местных предприятий, поэтому его позиция по вопросу самостоятельности региона крайне весома. На сегодняшний день крупные донбасские предприниматели либо занимают нейтральную позицию по поводу разрыва связей с Киевом, либо поддерживают новые киевские власти. Типичным выразителем такого мнения можно назвать богатейшего бизнесмена страны Рината Ахметова.
Тем не менее, как считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В.Ломоносова Богдан Безпалько, если отделение ДНР и ЛНР произойдет, украинские олигархи не будут заинтересованы в конфликте с новой властью республики.
«Если Донецкая республика отделится, то заинтересованные в сохранении своих активов люди всегда найдут общий язык с руководством или политическим классом, чтобы прийти к компромиссу. Или сохранить активы или даже принять участие в дележе активов, которые раньше были государственными или были частной собственности олигархов, которые считаются несовместимыми с Донецкой республикой»
На это, полагает Безпалько, предпринимателей подтолкнет понимание того, что «в таких больших играх они представляют лишь часть туземного населения, правда, наиболее богатую».
Схожего мнения придерживается и аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко. По его словам, компромисс будет выгоден и власти республики, и местным предпринимателям.
«Те, кто не хотят терять свой бизнес, попытаются договориться с народной властью, да и она тоже не будет против договориться без конфронтации, потому что любое подтверждение легитимности, любая дополнительная поддержка правительству будет очень нужна», - объясняет эксперт.
При этом промышленность Донбасса и без отделения больше ориентирована на Россию, чем Запад Украины.
«Скорее, промышленность региона больше ориентирована на сотрудничество с Россией. Конечно, есть связи с западной Украиной, но они слабее. Это и в плане экспорта и импорта машин и оборудования. Тут наоборот скорее, западной Украине очень важны денежные потоки из Донбасса, потому что там крупнейшие налогоплательщики», - констатирует Сороко.