Если долго расставлять приоритеты между активами и вывезенными капиталами, можно в итоге потерять и активы, и капиталы.
Если придерживаться логики классической монетаристской модели экономики, то все регионы Украины, кроме Киева, являются дотационными. Все управляющие холдинги корпораций, принадлежащих украинским олигархам, зарегистрированы в Киеве, и все финансовые потоки идут в Киев, откуда они по большей части уходят в оффшоры, а частично остаются в госбюджете. Не олигархического капитала на Украине сейчас практически нет. С этой точки зрения все регионы дотационные, поскольку Киев делится с ними замкнутыми финансовыми потоками.
Но, по факту, если говорить о реальной экономике, Донецкая область производит от 20 до 30 процентов ВВП Украины. В Донецкой области находятся основные месторождения угля, который, несмотря ни на что, остается важным энергоресурсом. Кроме того, там развито тяжелое машиностроение, черная металлургия, а в Мариуполе находится порт. Донбасс, по сути, является становым хребтом экономики Украины. Сейчас задача стоит в том, чтобы распутать всю сеть финансовых посредников, уводящих деньги из Донбасса в Киев.
Донбассу, выстраивая собственную модель экономики, надо ориентироваться на экономику Приднестровья, Белоруссии и последние изменения в экономике России, создавать госкорпорации, проводить социально-ориентированную экономическую политику.
Непризнанный статус Донбасса, конечно же, создает риски для экономики, но, если мы, например, посмотрим на ситуацию в Приднестровье, то мы можем увидеть, что за счет отсутствия компрадорского олигархического капитала, в Приднестровье в целом выше пенсии и ниже коммунальные платежи, чем в официальной Молдове.
Что касается позиции Рината Ахметова, то она идентична позиции большинства украинских олигархов, которые изначально были ориентированы на Януковича. Курица, несущая золотые яйца, находится на Донбассе, а сами яйца находятся в Киеве, оффшорах и Евросоюзе. А так хочется сохранить и то, и другое. Но, если долго расставлять приоритеты между активами и вывезенными капиталами, можно в итоге потерять и активы, и капиталы. Это мы можем видеть на примере Дмитрия Фирташа.