5 мая, воскресенье

Новая молодежная политика России 2003‒ 2005

Книга Данилина П.В.

25 марта 2013 / 17:44

Предисловие

Несколько десятилетий мне казалось, что технологией создания молодежных движений наука не интересуется, и эта отрасль знаний относится к той же категории, что выращивание домашних кактусов. Миллионы кактусоводов обмениваются информацией и саженцами, есть какие-то брошюры, книги иногда даже не самиздатские, а с ISBN-ом, но все это не наука в Декартовом смысле слова, не великое верное учение, а ползучий эмпиризм: практические советы, обмен частным опытом. Я и сам писал такие книги (не про кактусы, а про неформальные сообщества) и они широко издавались и переиздавались для узких кругов.

Нельзя сказать, что наука совсем была к нам равнодушна. Например, есть прекрасные работы ленинградской социологини Т. Б. Щепанской. Они изучали нас, неформалов, как звезды, горные хребты, падежи и времена глаголов. Вот оно такое и этакое, спектральный класс NN, в нем бытуют такие нравы и словечки, летает в сумерках, а в подразумеваемых скобках — безвредно и бесполезно. Это совсем не так, как изучают яблони, тараканов и облака: ученых не интересовало, как нас выращивать, травить и предсказывать. Некоторые из нас подхватывали этот стиль и, не будучи учеными, писали и самиздавали. К этому классу относится прекрасная и незаслуженно малоизвестная книга о русских хиппи «Сага о Системе», созданная Кротом (RealName Евгений Балакирев, врач-психиатр из Владивостока.)

Изредка возникали кухонные измышления о том, что, может быть, эти технологии изучаются спецслужбами в целях предотвращения молодежных бунтов, а также «внедрения» и прочих «грязных делишек». Строились они исключительно на логике, на основе постулата о всесведущести КГБ, не имея под собой никаких доказующих фактов, но имея противоречащие. Кандидаты, профессора и академики Академии педнаук СССР, впоследствии РАО РФ, читали мои и моих друзей книги и статьи, смотрели работы «живьем» (то есть детские-молодежные группы), дружески похваливали и предлагали бросить самиздатское дилетантство и оформить эти тексты в нормальную диссертацию. Диссертировать нам было лень, мы предпочитали делать. Академики выросли из пионервожатых, директоров школ и мэнээсов на наших глазах, некоторые были друзьями, и я категорически не верю в их неискренность. Даже под подпиской и первым допуском — намекнули бы. Фактом, противоречащим версии об осведомленности в этих вопросах спецслужб, я считаю неосведомленность высших научных кругов. Все мы знаем, насколько наука в СССР была переплетена с «оборонкой» и другими системами безопасности страны. Вспомните хоть академиков Сахарова и Примакова.

За всей это суетой, сначала благоденствуя за железным занавесом, а потом, карабкаясь под обломками империи, мы как-то забыли, что КГБ не единственная спецслужба на свете, а структура «наука-оборонка-спецура» на Западе совсем иная. Частные фирмы и лица ТАМ вполне могут выполнять исследования и производить продукцию по госзаказу, соблюдая при сем надлежащую секретность. Впрочем, или не соблюдая. В Интернете появились книги Говарда Рейнгольдса (пришлось осваивать английский с электронным переводчиком), а затем совсем откровенные тексты Джина Шарпа, уже в переводе на все языки, подлежащие демократизации и деградации. В том числе и на русский. Что-то в них чувствовалось родное… не в смысле там заимствования, ничуть, просто ясно стало, что мы с этими (может, свойскими парнями) Говом и Джином знаем одно и то же. Другие парадигмы, научные школы, традиции — но предмет-то один.

Потом началась подготовка Оранжевой революции на Украине. Шел 2002-й год, я еще не знал, что это будет революция, думал так, электорат воспитывают. Но методы! Наши методы! Я пришел к властям и сказал (многократно): «Смотрите, что они делают! Вы не считаете, что пора вернуться к работе с молодежью? Не надо нанимать меня, я уже старпер. Вот вам молодежные лидеры (могу познакомить и подружить), вот они ходят по улицам в прикиде и их за это вяжут менты! Им нужны помещения, оборудования, поездки, прикиды эти самые! Им нужны парашюты, дельтапланы, ледорубы, мечи и латы, лыжи, ацетиленовые фонари, мотоциклы… Тогда они будут ваши, или хотя бы не ваши враги. Да, это дорого. А вам дороже не обойдется?» Им обошлось дороже.

Я держу в руках книгу, написанную молодым — это чрезвычайно важно! Молодым русским человеком, о современной России, о современных молодежных движениях, без высокотерминологичного эстетского наукообразия, а с почитаемым мною эмпиризмом.

Первое, что я вижу — методы создания молодежных групп и систем связей между ними. Хотя, как будто большая часть текста не совсем о том, я так вижу, ибо так устроен и нацелен. Это не означает, что я отрицаю важность электоральных игр, значимость политических интриг и роль личностей в историях. Автор, кажется, знаком с большинством политических молодежных лидеров России. Несмотря на разнообразность подачи, все методы книге объединены парадигмой, естественной для меня и моих друзей, но совершенно нетипичной для современных политических партий и непонятной чиновникам.

О строительстве говорят все, кроме автора этой книги. Только он все время употребляет слово «растет». Это не мелочь, а глубочайшая мировоззренческая и вытекающая из нее технологическая пропасть. Все пытаются молодежные движения строить — как дома, свинчивать — как трактора, или сшивать — как пиджаки. Молодежное сообщество можно вырастить, если поливать и удобрять. Его можно затоптать, срубить, уничтожить. Но его невозможно собрать из деталей — молекул. Его нельзя загнать в заранее придуманные рамки. Из зерна яблони вырастет только яблоня. Мы можем только выбирать нужные нам зерна — благо, их в природе много, всегда найдутся нужные. Множество раз в книге повторяется и подтверждается примерами мысль: у молодежи нет вертикальной политической мобильности, партии, и тем более государство, не дают возможности карьеры, молодежные группы и движения рассматриваются как фишки в политических играх старперов. Автор, вероятнее всего — самостоятельно, додумался до ключевого слова: субъектность. «Ребенок — субъект, а не объект!» — это главный лозунг «педагогов-новаторов» — общественного движения 80-х, сыгравшего не последнюю роль в формировании пушечного мяса для революции 91-го. Каковы бы ни были ее печальные итоги, но революционеры добились успеха. Сейчас создатели «Наших» пытаются использовать педагогические разработки академика Иванова.

В книге не используются слова и понятия давно потерявшие определенность значения. Например, «демократия» — только в кавычках, цитатах и названиях организаций. Слова «тоталитаризм» в книге нет вообще. В ней есть ответы на вопросы «ЧТО?» и «КАК?». В ней, слава Богу, нет ответов на вопрос «ПОЧЕМУ?», уводящих нас в непроницаемый для практической деятельности чад кухонных трепов, — тех, кого автор несколько натянуто, но внятно называет интеллигенцией. ЧТО происходит, и КАК сделать, чтобы было иначе. Может быть, не все рецепты совершенны. Но парадигма — действенна! Это надо пробовать, менять, и опять пробовать. Это надо ДЕЛАТЬ! И если те, в чьих руках ресурсы (не обязательно государство) этого ДЕЛАТЬ не будут, они окажутся в глубокой черной… дыре истории. Да они-то — хрен с ними, они там вместе с Россией окажутся. И мы опять будем карабкаться из-под обломков.

Одновременно книга является и справочником по молодежным движениям. География справочника стянута к Москве, что убедительно целеположено: революции делаются в столицах. У этой книги есть цель: предотвратить очередную российскую катастрофу. Автор — человек, живущий за идею. Если такие люди появились на нашей стороне, значит у нас есть шансы, сколько бы денег не было у наших врагов. По большому счету, против идеи деньги бессильны. Говоря максимами (каковые мы видим в реале чуть ли не каждый день), против человека, готового к смерти, может выстоять только другой человек, готовый на то же. И только когда двое таких стоят друг против друга, победит тот, у кого лучше оружие. Это книга о социальных технологиях, а технологии — это оружие.

Михаил Кордонский