24 апреля, среда

Нужно ли подавать иски о защите чести и достоинства государства?

28 июля 2014 / 18:14
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Информационные кампании против России являются для западных СМИ безнаказанными.

На сайте общественных петиций avaaz.org размещено обращение к министру юстиции РФ с требованием направить иски о взыскании с западных СМИ ущерба за обвинения России в крушении малазийского «Боинга» над территорией Украины. По мнению авторов петиции «в будущем СМИ поостерегутся безнаказанно и агрессивно вести себя по отношению к РФ, перестанут быть пропагандистским оружием». Действительно, уровень предвзятости и откровенной лжи по отношению к России в свете событий с авиакатастрофой на Украине в последнее время превышает все разумные пределы.

К подобного рода петициям, наверное, правильно было бы относится скептически. Но на этот раз, обращение носит не только эмоциональный характер. Поняли ли это авторы петиции или нет, но в ней предложен реальный инструмент практической работы с имиджем России.

Ведь информационная война, с которой Россия столкнулась во время киевского Евромайдана и последовавшей за ним гражданской войны на Украине, формирует долгосрочный негативный образ страны.

Информационные кампании против России являются для западных СМИ безнаказанными. В этих условиях становится очевидным, что формирование положительного образа России и противостояние информационной агрессии невозможно без преодоления политической русофобией Запада, причем его же методами.

Имидж России — тема нарицательная. Инициировалась она не один раз и на самых разных уровнях. Безусловно, тема будет продолжена и дальше. Но практически все инициативы и проекты по улучшению имиджа России в мире объединяет отсутствие юридических инструментов по защите от клеветы или негативных информационных кампаний. Формирование положительного имиджа России происходит на базе культуры, знаменитостей, «русских домов» (впрочем, это скорее пример антиимиджа), «мягкой силы» в самом буквальном ее понимании. Защитные механизмы, выработанные на Западе, где до сих пор и ведется вся основная имиджевая работа, — не используются.

Такой подход противоречит корпоративным и политическим нормам, принятым в современном мире.

Корпоративный имидж на Западе строится не только на основе позитивных рекламных компаний, красочных презентаций, ярких шоу и т. д., но и на бесконечных судебных тяжбах и патентных войнах. Причем эти процессы происходят одновременно (как это происходит, например, у «Эппл» и «Самсунг») и не противоречат друг другу. Это самая цивилизованная форма современного бренд-менеджмента будь то корпоративного бренда или бренда страны.

Подобного инструментария концепции работы с имиджем России не содержат, а без них все попытки улучшить образ страны для западной аудитории остаются безрезультатными. Речь при этом не идет даже о финансовой составляющей исков (хотя для некоторых СМИ они могут быть существенными, если станут постоянными), а о моральной компенсации и признании неправоты ответчика, зафиксированной юридически.

Данный инструмент не является панацеей, но он наиболее понятен для западного общества и западного сознания; игнорировать решение суда гораздо сложнее, чем заявления российских официальных лиц и возмущение политиков и общественных деятелей.

Чтобы быть иметь положительный образ России в мире, необходимо уметь пользоваться инструментами борьбы с недобросовестной конкуренцией. Клевета не может оставаться безнаказанной. Потому что положительный имидж на Западе нуждается не только в хорошей культурной программе, но и в первоклассном и системном юридическом сопровождении.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также