Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов и политолог Андрей Тихонов прокомментировали для информагентства URA.RU ход дела экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева.
В среду, 16 августа, Замоскворецкий суд Москвы начал рассмотрение дела против экс-министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева. По версии обвинения, в октябре 2016 года на саммите стран БРИКС Улюкаев потребовал от главы «Роснефти» Игоря Сечина взятку в два миллиона долларов «в качестве благодарности» за положительное заключение на сделку по покупке акций «Башнефти». Сам экс-министр в суде вину не признал. Он заявил, что ФСБ устроила провокацию взятки на основании ложных показаний Игоря Сечина. По словам Улюкаева, в офис «Роснефти», где произошел эпизод с передачей денег, его «уговорил приехать» лично Сечин.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил: «Факт остается фактом: Улюкаев сам требовал незаконного вознаграждения за исполнение своих служебных обязанностей, сам за ним приехал и сам уехал с места встречи с деньгами. Что еще можно по этому поводу добавить?».
Что означают обвинения, прозвучавшие со стороны Улюкаева в адрес Сечина, опасен ли экс-министр для власти и какие секреты он может раскрыть — на эти и другие вопросы «URA.RU» отвечает вместе с экспертами.
Что означает прямое обвинение Улюкаева в адрес Сечина?
Это выбранная Улюкаевым и его адвокатами тактика защиты, уверен эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. «Возможно, она единственная в данной ситуации, но весьма рискованная. Скорее, атака экс-министра рассчитана на СМИ, прежде всего, на западные», — пояснил «URA.RU» Тихонов. Он полагает, что экс-министр «пытается выжать из своего незавидного положения максимум полезного — создать образ преследуемого по политическим мотивам, что в перспективе может означать международное давление на Россию с целью его освобождения».
Есть ли что терять Улюкаеву?
В ситуации защиты у Улюкаева практически не было иного варианта, как настаивать на том, что его грубо «подставили», заявил «URA.RU» исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов. «В принципе, у него был выбор — или молчать, или признать вину. Разумеется, он пошел на то, чтобы защищаться», — отметил собеседник агентства.
По его словам, у Улюкаева есть важный ресурс — а именно репутация, как среди системных либералов, так и среди интеллигенции. «Это важный ресурс, с которым можно работать. Пока он в этой истории работает именно на него. В системно-либеральном контуре гораздо больше готовы поверить в версию о том, что „плохой“ Игорь Иванович подставил хорошего экономиста и менеджера. Было бы странно, если бы Улюкаев не пытался разыграть именно эту карту, отказываясь признавать вину», — полагает политолог.
Данилов полагает, что Улюкаев не чувствует себя выброшенным за рамки элиты: «Кто-то его явно поддерживает и дает ему силы защищаться». Эксперт считает, что «Улюкаев готов пойти ва-банк». «В особенности, в самом начале. Скорее, даже пугая угрозой такого рода. Но против Улюкаева играет его же собственная осторожность: у публики нет четкого и понятного образа того, как, зачем и почему его подставили. Он пока не выглядит рыцарем в белом плаще», — подчеркнул Данилов.
Эксперт полагает, что в идеале экс-министр «должен рассказать непротиворечивую историю своей святости, как это делали остальные знаковые фигуры, превращавшие риторикой свои неоднозначные поступки то в борьбу с режимом, то в борьбу за свое достоинство».