Теперь, когда правительственный «транзит» завершен, состав кабинета Михаила Мишустина известен, и новым и сохранившим свои посты министрам лишь осталось приступить к работе – теперь можно суммировать первые впечатления от события, с которого начался политический 2020 год.
Когда команду Мишустина называют «правительством реализации президентского послания» (а это, похоже именно так, даже исходя из хронологии событий: 15 января Владимир Путин обращается к Федеральному Собранию, 16 января объявлено о смене состава правительства), то речь идет не только о реализации конкретных указаний главы государства – в области «социалки», демографии, помощи малоимущим и т.д.
В послании, текст которого Путин, как известно, составлял лично, глава государства сформулировал ответ на общественный запрос на обновление. Президент, напомню, сказал:
«Мы должны создать систему прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества.
Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России».
Таким образом, концептуальное нового правительства – обеспечить гармоничное сочетание стабильности и развития, исходя из принципа, который сформулировал президент: величие России в сочетании с обеспечением достоинства ее граждан.
Реализацию принципа «обновление плюс стабильность» можно наблюдать даже, исходя из кадрового состава правительства. Блок министров, условно говоря, отвечающих за величие России, остался неизменным: Сергей Шойгу и Сергей Лавров продолжат работу на своих постах. То же касается и тех, кто в ответе за безопасность – главы МВД и МЧС Владимир Колокольцев и Евгений Зиничев сохранили свои позиции. Это вполне соответствует общественному запросу. Модернизация и перевооружение армии, успешно показавшей себя в сирийской кампании, та роль, которую наша дипломатия играет в укреплении позиций России в мире. Участие МВД в расследовании громких коррупционных преступлений (в том числе, с участием госчиновников – вспомним хотя бы дело клана Арашуковых), наконец, помощь МЧС жертвам стихийных бедствий, которыми в прошлом году была охвачена Сибирь. Все это, безусловно, не осталось без внимания общества – и, можем предположить, гарантировало то, что соответствующие министры перешли из правительства Медведева в правительство Мишустина.
С другой стороны, существовал и усиливался общественный запрос на корректировку экономического курса правительства, существовали и накапливались вопросы к министерствам, отвечающим за «социалку».
«Как мы видели в последние годы, что бы ни происходило, и учителя, и врачи – все оставались недовольны. Подвижек к лучшему не было ни в здравоохранении, ни в образовании. Возможно, в этих областях решено усилить именно контрольную функцию», - отметил в комментарии сетевом изданию «Взгляд» политолог, глава Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. Действительно, на министерские посты в Минздраве и Минпросвещения пришли руководители соответствующих «надзоров» - Михаил Мурашко и Сергей Кравцов.
Кабинет обновился более, чем наполовину, причем в основном за счет управленцев не из высшего эшелона федеральной исполнительной власти. Пришли люди, зарекомендовавшие себя по работе в регионах – зам мэра Москвы Марат Хуснуллин получил вице-премьерский пост, пермский губернатор (а до этого - московский министр) Максим Решетников возглавил Минэкономразвития. Пришли управленцы с недавним и успешным опытом «работы на земле» - тот же куратор московского стройкомплекса Хуснуллин, или другой новый вице-премьер Дмитрий Чернышенко, фактически главный организатор сочинской Олимпиады 2014 года.
Правительство «помолодело» в среднем на 2,5 года, новому министру культуры Ольге Любимовой, главе Минтруда Антону Котякову и министру по развитию Дальнего Востока и Арктики Александру Козлову по 39 лет. Новый глава Минкомсвязи Максут Шадаев и министр экономического развития Максим Решетников лишь на год старше. Сам премьер Михаил Мишустин по меркам недавнего времени – очень молодой руководитель, ему всего 53 года.
В целом, при сохранении на ключевых постах в правительстве «старожилов» и «тяжеловесов», можно говорить о поколенческом обновлении. Задачи, которые стоят перед Мишустиным и обновленной правительственной командой - «это не только индивидуальный вызов – это вызов целому поколению людей, которых олицетворяет Мишустин». – цитировало агентство РИА «Новости» политолога, директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова. «Когда мы говорим «технократ», мы говорим о том, что уже сформировалась большая группа управленцев, специалистов в государственном управлении, которые освоили новые виды менеджмента, которые освоили новые методики управления показателями», - отмечал Чеснаков.
Эксперты высказывали мнение, что выбор пал на Мишустина именно потому, что на посту главного налоговика, он смог решить вопросы, которые стоят перед российской управленческой системой в целом. Когда Мишустин приступал к работе в Федеральной налоговой службе, «то взялся, по сути, за безнадежное дело: собираемость налогов была никакой. Тогда ФНС пользовалась страшной репутацией: сплошная коррупция, очереди в налоговых и прочее. Всего этого мы лишились, и слава богу», – говорил журналистам профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
Тот же список вопросов стоит и перед правительством – как сделать систему управления понятной, прозрачной и удобной для граждан. Если говорить в целом – как обеспечить экономический рост и при этом помочь преодолеть те острые социальные проблемы (бедность, падение численности населения и т.д.), о которых говорил президент в своем послании депутатам и сенаторам. И при этом, осуществляя перенастройку экономического и социального курса, сохранить стабильность, наработанную в предыдущий период.