В Минфине России не исключают в перспективе роста налогов с тем, чтобы увеличить доходы региональных бюджетов и компенсировать возросшие социальные расходы. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, неоднозначно оценивают это заявление министра Антона Силуанова. С одной стороны, Россия – страна с далеко не самыми высокими налогами, с другой – помимо фискального бремени, бизнес испытывает коррупционную и бюрократическую нагрузку, поэтому повышение налогов может загнать его в тень.
Как рассказал газете «Ведомости» глава Минфина Антон Силуанов, бремя региональных бюджетов потяжелело в результате появившихся новых социальных обязательств. Речь идет о необходимости исполнять «майские указы» президента Владимира Путина - прежде всего, повышать зарплаты бюджетников.
«Нельзя отказываться от принятых социально важных обязательств. Поэтому мы ищем возможность наполнить бюджеты регионов ресурсами. Рассматриваются разные предложения: от введения налога с продаж — это порядка 200 млрд руб. — до повышения на 1-2% ставки НДФЛ или введения прогрессивной шкалы. Пока это предложения, которые прорабатываются, но все равно нужно определяться до осени, с тем, чтобы принять решения до конца года», - заявил Силуанов.
При этом министр подчеркнул, что, например, прогрессивная шкала налогообложения может заработать не ранее 2018 года.
Экономисты отмечают, что налоговая планка в России пока своего предела не достигла и, теоретически, за счет повышения фискальной нагрузки бюджеты можно пополнить. Однако на практике возможный эффект от повышения налогов весьма неоднозначен.
«В международных рейтингах, которые оценивают совокупную налоговую нагрузку в различных странах, Россия где-то посередине. Так что в России повышать налоги еще возможно, - говорит профессор, директор программы «Мастер финансов» Российской экономической школы Алексей Горяев. - Только проблема в том, что у нас собираемость налогов не самая высокая и большая бюрократия. По налоговому администрированию мы многим уступаем. И хотя, например, Китай хуже нас [по налоговому администрированию], но, мягко говоря, расти нам есть куда. Кроме того, в России налоги – это далеко не единственная нагрузка на бизнес. У нас есть и так называемый коррупционный налог, и бюрократия, и пр. Основная проблема – не в размере налогов, а в необходимости институциональных изменений».
О наличии налогового люфта говорит и руководитель департамента корпоративных финансов Института финансовых исследований Галина Ковалишина. Впрочем, считает она, непосредственно рост уже существующих налогов вряд ли даст серьезный эффект.
«Люфт очень мал, поэтому нет перспективы в повышении существующих налогов. Сейчас введение каких-то дополнительных налогов, может быть, принесло бы некоторый результат, - говорит она. - На мой взгляд, наиболее ожидаемая, с точки зрения бизнеса, мера – это введение налога с продаж. Это действительно может повысить доходы бюджета».
С другой стороны, по мнению профессора Горяева, новые налоги потребуют расходов на администрирование, что поставит под вопрос их конечный эффект.
«Нужно учитывать стоимость сбора налогов. Речь как о прямых издержках по сбору налогов, так и о косвенных – то, что называется административная нагрузка. Например, если вводить налог с продаж, то его нужно как-то администрировать. Нужно не только больше денег платить налоговикам, но и предприятия вынуждены будут тратить на это средства»
А российский бизнес, тем временем, по словам гендиректора «ФинЭкспертизы» Агвана Микаеляна, уже «на грани рентабельности», поэтому рост налогов приведет к его уходу в тень, как следствие – сокращению налогооблагаемой базы.
«Мне кажется, мы находимся на грани возможности функционирования практически всех видов бизнеса. Поэтому, боюсь, что выгоды тут очень-очень неочевидна. В 2009 году именно с такими же аргументами (необходимость пополнять бюджет – ред.) поднимались все ставки налогов на зарплату. А потому ни один [чиновник] не огласил, что при таком грандиозном поднятии ставок интегрально денег было собрано меньше, потому что тут же все ушло в тень»
«Бизнес ради бизнеса, отсутствие прибыли не имеет смысла. Бизнесмен либо плюнет и вовсе уйдет с рынка или уйдет в тень, если другого выбора не останется», - добавляет он.
Профессор Горяев добавляет, что сама по себе идея повысить налог ради бюджета – благая. Однако она несущественна в масштабе проблемы.
«Это иллюзия, что за счет одного Минфина, который повысит налоги, можно сбалансировать бюджеты в долгосрочной перспективе. Это, скорее, тактическое управление, а нужно стратегическое. Если весь кафтан расползается по швам, то очередная заплатка не спасет», - считает он.