19 апреля, пятница

Проблема гораздо глубже и шире

14 июля 2014 / 22:56
профессор, директор программы «Мастер финансов» Российской экономической школы

Это иллюзия, что за счет одного Минфина, который повысит налоги, можно сбалансировать бюджеты в долгосрочной перспективе.

Как вы считаете, насколько продуктивно повышение налогов в контексте поставленных задач - наполнение региональных бюджетов?

Просчитывая эффект, эксперты должны учитывать реакцию тех, кого облагают налогами. Налоговая база не останется неизменной. Если, скажем, повысить подоходный налог, то часть доходов может уйти в тень, поэтому объемы собираемых налогов могут даже уменьшиться.
Кроме того, нужно учитывать стоимость сбора налогов. Речь как о прямых издержках по сбору налогов, так и о косвенных – то, что называется административная нагрузка. Например, если вводить налог с продаж, то его нужно как-то администрировать. Нужно не только больше денег платить налоговикам, но и предприятия вынуждены будут тратить на это средства.

А вообще достигнут ли в России налоговый потолок? То есть, говоря как раз о возможной реакции налогооблагаемой базы, есть ли куда расти налогам?

Тут как в анекдоте про пессимиста, который считает, что хуже уже некуда, и оптимиста, который полагает, что хуже еще возможно. Так что, есть куда...

А если серьезно, то в международных рейтингах, которые оценивают совокупную налоговую нагрузку в различных странах, Россия где-то посередине. Так что в России повышать налоги еще возможно. Только проблема в том, что у нас собираемость налогов не самая высокая и большая бюрократия. По налоговому администрированию мы многим уступаем. И хотя, например, Китай хуже нас, но, мягко говоря, расти нам есть куда.

Кроме того, в России налоги – это далеко не единственная нагрузка на бизнес. У нас есть и так называемый коррупционный налог, и бюрократия, и пр. Основная проблема – не в размере налогов, а в необходимости институциональных изменений.

Минфин стремится к благой цели - пополнить региональные бюджеты – но одним налоговым маневром это не решить. Проблема гораздо глубже и шире. Это иллюзия, что за счет одного Минфина, который повысит налоги, можно сбалансировать бюджеты в долгосрочной перспективе. Это, скорее, тактическое управление, а нужно стратегическое. Если весь кафтан расползается по швам, то очередная заплатка не спасет.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика