20 февраля, четверг

«Шоколадный король» станет английской королевой

19 июня 2014 / 21:39

Президент Украины Петр Порошенко правит конституцию под себя, пытаясь получить контроль над рядом силовых и надзорных ведомств. Это, безусловно, могло бы укрепить позиции Порошенко в рамках планируемой «парламентско-президентской» республики. Впрочем, опрошенные Центром политического анализа эксперты выразили сомнение в том, сможет ли Порошенко значительно усилить свои позиции.

Как и анонсировал еще до выборов Петр Порошенко, в Раду внесен президентский вариант поправок к конституции. Помимо прочего (украинские политики и масс-медиа больше сосредоточены, скажем, на теме «децентрализации), в проекте фиксируются и довольно значительные изменения в плане полномочий президента. Порошенко, согласно проекту, планирует получить полномочия для самостоятельного увольнения генпрокурора (ГПУ), глав Службы безопасности (СБУ) и Национального банка (НБУ). По действующей конституции, президент не может назначать и увольнять глав ГПУ, СБУ и НБУ самостоятельно. Он лишь вносит соответствующие представления в парламент, а окончательное решение принимает Верховная рада.

Ранее в украинских СМИ также были сообщения, что из ведения парламента выводится назначение и отставка глав еще нескольких ведомств: Антимонопольного комитета, Госкомитета телевидения и радиовещания и Фонда госимущества.

Это, безусловно, весьма показательное обстоятельство. Порошенко таким образом пытается претендовать на контроль за довольно значимыми государственными институциями, что повышало бы его персональный политический вес и отчасти дезавуировало бы требование майдана о парламентской республике. Что, безусловно, может не понравиться «активу майдана», который настаивал на де-факто превращении поста в президента в своего рода «английскую королеву».

Фигура президента, таким образом, превращается из чисто номинальной во вполне реальную — контроль за двумя мощными надзорными органами и службой безопасности дает Порошенко весьма серьезные рычаги влияния на Раду и правительство Украины. Другой вопрос: сможет ли Порошенко эти полномочия реализовать и не помешают ли ему в этом противодействие и конкурентов во власти и различных политических и олигархических групп влияния. Эксперты Центра политического анализа оценили риски для Порошенко.

По мнению члена экспертного совета ИСЭПИ Алексея Зудина, «любой вариант украинской конституции, кроме, быть может, откровенно парламентского вступит в противоречие с «идеалами Майдана», поскольку они являются совокупностью архаических, утопических представлений о прямой демократии».

Соответственно, полагает Зудин, любая попытка выстроить сколько-нибудь эффективную систему государственного управления вступит в противоречие с этими представлениями.

«Мне представляется неизбежным конфликт любого человека в кресле президента Украины с низовыми движениями типа майдана. Положение Порошенко в этом плане осложняется тем, что он не имеет мощной политической опоры» Эксперт: Зудин Алексей Юрьевич

Потому Порошенко, считает Зудин, и старается действовать более посредством государственных рычагов. «Что мы и наблюдаем в попытке оставить за собой контроль над тремя этими институтами. Он остается еще и главнокомандующим, хотя в нынешних обстоятельствах это, скорее, обуза», - оценивает это усиление эксперт.

Но недовольство Майдана — не главное. По мысли Зудина, «другой, наверно более сильной опасностью для Порошенко является конфликт с различными олигархическими группами».

«Такая ситуация типична для большинства. Если не для всех постсоветских государств, особенно ярко такого рода конфликты проявились как раз на Украине. Как мы помним, политический крах предыдущего президента Януковича был во многом обусловлен тем, что он вступил в конфликт на последнем этапе своего правления практически со всеми олигархическими группами». -  анализирует эксперт.

«Порошенко, таким образом, представляет собой заведомо слабую политическую фигуру, впрочем, то же самое из себя представлял бы и любой другой человек в кресле президента Украины», - резюмирует Зудин.

Согласен с «приговором» и руководитель украинского бюро Центра политических технологий Георгий Чижов: «Даже правильно, что президент назначает силовиков, иначе он полностью превратится в декоративную фигуру».

«Риск этого существует. Тот же Ющенко, чтобы доказать, что он все-таки президент, был вынужден порою идти на откровенно незаконные вещи, вроде роспуска парламента в 2007 году. Решение потом легитимизировали, но было оно, мягко говоря, не совсем законным», - напоминает Чижов.

Чижов приводит свой список вероятных рисков для Порошенко.

«Важно, будут ли устранены в новой Конституции те противоречия, которые были в период президентства Ющенко, правившего при примерно такой же конституции, тогда любой премьер будь то Тиошенко или Янукович, неизбежно вступал в конфликт с президентом, поскольку полномочия правительства были прописаны туманно. И президент с премьером начинали перетягивать одеяло на себя» Эксперт: Чижов Георгий Львович

«Провести свои предложения Порошенко будет очень непросто», - считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

«Майдан посмотрит на предложения Порошенко очень нехорошо, поскольку он фактически отказался от двух «священных коров» майдана. Первая— парламентская республика» Эксперт: Жарихин Владимир Леонидович

По мысли Жарихина, «Порошенко действует в простой логике властвования». «Он хорошо помнит, как управлялась страна по конституции 2003 года, в которую был заложен конфликт между правительством и администрацией президента во главе с президентом. В результате Тимошенко вступила в конфликт с Ющенко, и это привело к провалу. К краху лидеров оранжевой революции. Порошенко это помнит и, видимо, не хочет этого», - считает эксперт.

Второе, что отмечает Жарихин, - это предложенная Порошенко схема выборов в Раду только по пропорциональной системе, с отменой выборов в одномандатных округах. «Он понимает, что в украинской политике, где все продается и покупается, очень непросто будет формировать правительство. Дело в том, что правительство формируется не просто большинством депутатов, а официально оформленным большинством. Которое, соответственно, может в любой момент развалиться за счет покупки отдельных парламентариев. Это предложение вызывает сопротивление тех же мажоритарщиков в Раде», - говорит эксперт, отмечая, что предложения Порошенко будут наталкиваться на довольно интенсивное сопротивление со стороны разных групп интересов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
20 июня / 15:31
Майдан посмотрит на предложения Порошенко очень нехорошо
Он фактически отказался от двух «священных коров» майдана {Читайте далее}
Жарихин Владимир Леонидович, заместитель директора Института стран СНГ
20 июня / 15:32
Положение Порошенко осложняется тем, что он не имеет мощной политической опоры
Любая попытка выстроить сколько-нибудь эффективную систему государственного управления вступит в противоречие с утопическими идеалами «майдана» {Читайте далее}
Зудин Алексей Юрьевич, политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований
20 июня / 15:33
Усиление Порошенко не очень значительное
Даже правильно, что президент назначает силовиков, иначе он полностью превратится в декоративную фигуру {Читайте далее}
Чижов Георгий Львович, руководитель украинского бюро Центра политических технологий
тэги
читайте также