24 апреля, среда

Путин везет в Латинскую Америку «энергетический сюрприз»

07 ноября 2014 / 18:56

Владимир Путин прибыл сегодня c официальным визитом на Кубу, где встретится с лидером кубинской революции Фиделем Кастро и с председателем Госсовета и Совета министров Раулем Кастро. Следующим пунктом президентской командировки станет Буэнос-Айрес. В бразильской Форталезе 15-16 июля пройдет саммит БРИКС, в котором примет участие Владимир Путин. Ожидается, что на саммите глава российского государства предложит «энергетический сюрпиз». Речь идет об учреждении в рамках организации энергетической ассоциации БРИКС, в рамках которой будет создан резервный банк топлива и энергетический институт. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, оценили перспективы деятельности этого нового союза.

Напомним, в БРИКС входят пять стран, чья экономика показывает быстрое развитие: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Экономические аналитики, в частности Goldman Sachs, высказывают мнение, что к 2050 году суммарно экономики стран группы БРИКС по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира, входящих сегодня в G7.

Накануне саммита БРИКС помощник президента России Юрий Ушаков сообщил, что в Бразилии «Россия намерена предложить к рассмотрению ряд конкретных тем». «А именно - учредить энергетическую ассоциацию БРИКС, деятельность которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран-участниц, на проведение комплексных исследований и анализ мировых рынков углеводородов, и в рамках этой ассоциации имеется в виду создать резервный банк топлива и институт энергополитики БРИКС», - уточнил Ушаков.

Примечательно, что эта российская «заявка» почти соврала по времени с аналогичным известием из Европы. В самом начале июля кандидат на пост главы Еврокомиссии бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, который, как ожидается, полноправно вступит в эту должность осенью, высказался в своей опубликованной программе относительно выработки единой энергетической политики ЕС. По его словам, такая политика является приоритетным направлением на ближайшие пять лет.

«Я хочу провести реформу и реорганизовать энергетическую политику ЕС в новый Европейский энергетический союз, - подчеркнул Юнкер. - Необходимо соединить наши энергетические ресурсы, инфраструктуру и объединиться, чтобы усилить позиции перед третьими странами. Мы также должны диверсифицировать наши энергетические источники и сократить энергетическую зависимость ряда стран союза».

Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, дали свои оценки европейским энергетическим планам и тем начинаниям, которые предпримет вскоре БРИКС.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович полагает, что «желание создать в рамках БРИКС энергетическую ассоциацию можно считать ответом Европе».

«Дело в том, что сейчас противостояние в энергетической сфере касается не только проектов газопроводов, разработки, инвестиций, но и значительную роль имеет медийное противостояние. Стороны демонстрируют друг другу сигналы» Эксперт: Митрахович Станислав Павлович

По словам эксперта, медийное противостояние в энергетической сфере началось  уже довольно давно. «Например, есть ОПЕК, но существует и Международное энергетическое агентство и оно давным-давно в медийном пространстве представляет различные прогнозы, которые выгодны в первую очередь потребителям, - напомнил Митрахович. - История не нова, просто это новый раунд. В Европе идею создания собственного энергетического союза высказывали Туск, Баррозу, теперь Юнкер. Пока до конца эта структура непонятна, но, вероятно, они хотят рассказать поставщикам, в том числе и России, что у них, у покупателей, будет инструмент влияния, чтобы снизить цены и заставить производителей умерить амбиции. Как именно они это будут делать – неизвестно».

То же самое делают и производители, в том числе, и Россия, уверен эксперт. «Но в случае с БРИКС присутствует не столько позиция производителя, - считает он. - Тут еще и позиция не западного мира: мы тоже можем подумать, как наладить наши энергетические контакты. Я думаю, до того как станут известны конкретные юридические формы энергетической ассоциации в рамках БРИКС, это важная, но риторика. Ну а на практике происходят другие события. Такие, как ключевой и фундаментальный контракт России с Китаем. Возможно, нечто подобное у России произойдет и с Индией».

Не столь оптимистичен в своих оценках директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Тема энергетической компоненты БРИКС периодически звучит так же, как звучит тема энергетической компоненты ШОС, - привел аналогию эксперт. - Я не думаю, что здесь есть какая-то серьезная перспектива по одной простой причине: БРИКС все же пока является структурой, до конца четко не оформленной. Скорее, это пока клуб стран, у которых пространства для взаимодействия не так много».

Симонов считает, что можно говорить о росте кооперации России и Китая в энергетической сфере, «но что тут делать, например, Бразилии, Юной Африке или Бразилии, входящих в этот клуб». «У нас есть мощные проекты с Китаем, - напомнил он. - Но разве нам нужно для этого создавать какой-то клуб и включать туда Бразилию, чтобы развивать кооперацию с Китаем?».

«БРИКС – это пока клуб. В этом плане говорить о каких-то серьезных институтах в рамках этой организации пока довольно сложно. Поэтому я думаю, что кооперация в рамках БРИКС между крупными игроками, имея ввиду Россию, Китай и Индию, будет развиваться семимильными шагами. Но для этого не нужно создавать новые институты», - считает Симонов.

В свою очередь, писатель, публицист Марина Юденич скептически рассматривает европейские планы.

«Мне кажется, что желание создать в рамках БРИКС энергетическую ассоциацию и европейские инициативы о собственном энергетическом союзе нельзя рассматривать как события одного порядка. Если только с политологической точки зрения…», - уточнила она.

«Если же говорить о реальной ситуации, то это совершенно разные заявления, - полагает Юденич.

«Создавать союз чего-либо могут лишь те государства, которые этим «чем-либо» обладают. И мы понимаем, что БРИКС обладает углеводородами и может создавать любые энергетические союзы, то говорить о каких-либо энергетических союзах Европы не приходится, это выглядит довольно странно» Эксперт: Юденич Марина Андреевна

«Понятно, что в случае с Европой это будет политический союз, если он будет создан, в чем я сильно сомневаюсь. Эта организация будет создана для давления на Россию. Также понятно, что в случае с БРИКС -  это вполне рабочий инструмент, который в будущем имеет шансы стать вторым ОПЕК, возможно, не по уровню добычи, а по степени влияния на ситуацию, по уровню потребления углеводородов», - считает Юденич.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
7 ноября / 18:57
Желание создать в рамках БРИКС энергетическую ассоциацию можно считать ответом Европе
Тут еще и позиция не западного мира: мы тоже можем подумать, как наладить наши энергетические контакты {Читайте далее}
Митрахович Станислав Павлович, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности
7 ноября / 18:58
БРИКС - это пока клуб стран, у которых пространства для взаимодействия не так много
Кооперация в рамках БРИКС между крупными игроками, имея ввиду Россию, Китай и Индию, будет развиваться семимильными шагами {Читайте далее}
Симонов Константин Васильевич, директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
7 ноября / 18:59
Создавать союз чего-либо могут лишь те государства, которые этим «чем-либо» обладают
Желание создать в рамках БРИКС энергетическую ассоциацию и европейские инициативы на этот счет нельзя рассматривать как события одного порядка {Читайте далее}
Юденич Марина Андреевна, писатель, публицист
тэги
читайте также