Взрывоопасная ситуация вокруг Сирии, которая час от часа обрастает новыми деталями, грозит вскоре перерасти в жесткое противостояние с участием международных сил. Ряд стран заявили, что готовы к военным действиям, даже если не получат на то одобрения Совета безопасности ООН. Эксперты говорят, что Россия уже не может повлиять на текущую ситуацию. Впрочем, есть и те, кто указывает: ядерный потенциал нашей страны вкупе с китайским пока все еще сдерживает Запад от того, чтобы начать интервенцию.
В Сирии, в которой идет вооруженное противостояние между сторонниками и противниками нынешнего режима во главе с президентом Башаром Асадом, в скором времени события могу поменяться кардинальным образом. Ряд западных стран заявили о непосредственной готовности прибегнуть к применению силы.
В прошедшие выходные стало известно, что Великобритания приводит в боевую готовность военно-морские силы для возможного нанесения ракетных ударов по Сирии. Планы такой операции и «потенциальные цели», как сообщила газета «Дейли телеграф», британские военные в настоящее время согласовывают с американскими коллегами. Газета пишет, что премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон «продолжит соответствующие обсуждения с президентом США Бараком Обамой, другими международными лидерами». Военные действия в отношении Сирии - если они будут согласованы - могут быть начаты в течение следующей недели, отмечает СМИ. Поводом для такой позиции Великобритании стал инцидент с возможным применением правительственными войсками химического оружия. А глава британского МИД Уильям Хейг в понедельник и вовсе сообщил, что Великобритания и ее партнеры вполне могут приступить к решению «сирийской проблемы», не консультируясь с советом безопасности ООН.
«Возможно ли согласовать ответ на применение химического оружия, не располагая поддержкой всех членов СБ ООН? Я думаю, что да», - сказал Хейг.
Между тем, президент Франции Франсуа Олланд сообщил о том, что надеется, что до конца этой недели международное сообщество выработает единую позицию по Сирии. Примечательно, что накануне заявления Олланда французский министр иностранных дел Лоран Фабиус обмолвился, что не сомневается в том, что на прошлой неделе около Дамаска было применено химическое оружие, которое использовали сирийские правительственные войска, а не оппозиционеры.
Свое слово сказала и Турция. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу в интервью газете «Миллиет» дал однозначно понять, что его страна присоединится к любой международной антисирийской коалиции, даже если не будет достигнуто более широкого консенсуса в совете безопасности ООН относительно дальнейших действий.
Россия по-прежнему выступает против силовой операции в Сирии. На выходных по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с государственным секретарем США Джоном Керри.
«Министром было подчеркнуто, что звучащие в последние дни со стороны Вашингтона официальные заявления о готовности вооруженных сил США «вмешаться» в сирийский конфликт восприняты в Москве с глубокой тревогой. Впечатление такое, что определенные круги, в т.ч. те, кто все активнее призывает к военной интервенции «в обход ООН», откровенно пытаются перечеркнуть совместные российско-американские усилия последних месяцев по созыву международной конференции по мирному урегулированию кризиса», - отметили в МИД РФ.
В ведомстве подчеркнули, что особое недоумение в Москве вызывают ссылки отдельных представителей американской администрации на якобы «доказанность» причастности правительства Сирии к инциденту на прошлой неделе в Восточной Гуте с предположительным применением химоружия.
Министры условились продолжить контакты по всем аспектам сирийского кризиса уже в ближайшее время.
Солидарную с Россией позицию занял Китай. Власти КНР выступают за политическое решение сирийской проблемы, заявил глава китайского МИД Ван И.
«Только политическое решение позволит найти выход из сирийского кризиса», - отметил он в коммюнике.
«Все стороны должны очень осторожно относиться к вопросу о химоружии в Сирии, так как следует избегать вмешательства извне в попытки политического урегулирования сирийской проблемы», - считает министр.
По его мнению, в настоящее время приоритетным направлением деятельности международного сообщества должен быть созыв второй Женевской конференции по урегулированию сирийского кризиса.
Несмотря на то, что Башар Асад в понедельник все же допустил инспекторов ООН к месту, где, возможно, применялось химическое оружие, эксперты смотрят на дальнейшее развитие ситуации без оптимизма.
Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин полагает, что «нынешние события говорят о том, что ситуация вполне серьезна». «Пока ситуация находится на стадии дипломатических согласований и политического воздействия на режим Башара Асада, - считает он. - Это воздействие сработало, поскольку Асад допустил инспекторов ООН на территории, где предположительно прошли атаки с помощью химического оружия. Уже дальше, в зависимости от результатов этой инспекции будут приниматься дальнейшие решения».
«Уже, по сути, сформировалась коалиция западных и арабских государств, к которым присоединилась Турция. Они, несомненно, проведут дистанционную военную акцию против режима Асада».
Шумилин полагает, что «у России не осталось рычагов, с помощью которым можно было бы повлиять на ситуацию по той причине, что наша страна самоустранилась от этого процесса». «Россия однозначно поддержала Асада, а это означает, что она уже необъективный игрок, а предвзятый партнер и сторонник нынешнего сирийского режима», - уверен эксперт.
В свою очередь, глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов назвал нынешний этап в Сирии «скорее промежуточным». «Во-первых, вооруженный конфликт в регионе уже идет, мы же стоим на пороге вмешательства извне не в виде интервенции, а в виде показательных ударов, которые призваны продемонстрировать, что если что-то не измениться, возможна полномасштабная операция в Сирии».
Он полагает, что «на нынешнюю ситуацию ни Россия, ни Китай повлиять не могут.
«Если звучат заявления со стороны Франции, Турции и, подобные слова возможны и со стороны Америки, что эти страны готовы применить силу без санкции совета безопасности ООН, то ни у России, ни у Китая никаких возможностей помешать этому нет, поскольку воевать на стороне Асада никто не будет»
Более оптимистично на ситуацию, ссылаясь на ядерный потенциал, смотрит заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Андрей Климов.
«Россия настаивала и продолжает настаивать на политико-правовом разрешении ситуации в Сирии, а решение этого вопроса в обход ООН выходит из международного правового поля и, таким образом, реагировать на это будет России сложнее»
По мнению сенатора, «нужно понимать, что Россия не одинока в своей позиции». «Нас поддерживает Китай, а эти две страны не принимать во внимание невозможно, - уточнил он. Мы – две ядерные державы с ракетным оружием, имеющие колоссальную территорию и совокупно огромную армию. Это было бы полным безумием игнорировать позицию этих двух страна. Поэтому, скорее всего, возможна попытка со стороны Запада повторить один из сценариев. Первый – иракский, второй – ливийский. Понятно, что реализовать их один в один вряд ли получится по ряду причин. Поэтому Западом была вначале сделана ставка на местные режимы региона – Саудовскую Аравию, Турцию – чтобы расшатать ситуацию в Сирии. Но, видимо, мощи не хватило. Теперь же под известным предлогом западные силы пытаются каким-то образом организовать прямую агрессию».
«Откровенно говоря, я не очень уверен, что Запад на это решиться, поскольку Сирия вооружена лучше тех, с кем они до этого воевали, у страны серьезный боевой опыт, да и терять ей по большому счету нечего», - заявил сенатор, добавив, что «пока все же речь идет о мощной психологической атаке со стороны Запада».