Мир на пороге войны

26 августа 2013 / 19:24

Взрывоопасная ситуация вокруг Сирии, которая час от часа обрастает новыми деталями, грозит вскоре перерасти в жесткое противостояние с участием международных сил. Ряд стран заявили, что готовы к военным действиям, даже если не получат на то одобрения Совета безопасности ООН. Эксперты говорят, что Россия уже не может повлиять на текущую ситуацию. Впрочем, есть и те, кто указывает: ядерный потенциал нашей страны вкупе с китайским пока все еще сдерживает Запад от того, чтобы начать интервенцию.

В Сирии, в которой идет вооруженное противостояние между сторонниками и противниками нынешнего режима во главе с президентом Башаром Асадом, в скором времени события могу поменяться кардинальным образом. Ряд западных стран заявили о непосредственной готовности прибегнуть к применению силы.

В прошедшие выходные стало известно, что Великобритания приводит в боевую готовность военно-морские силы для возможного нанесения ракетных ударов по Сирии. Планы такой операции и «потенциальные цели», как сообщила газета «Дейли телеграф», британские военные в настоящее время согласовывают с американскими коллегами. Газета пишет, что премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон «продолжит соответствующие обсуждения с президентом США Бараком Обамой, другими международными лидерами». Военные действия в отношении Сирии - если они будут согласованы - могут быть начаты в течение следующей недели, отмечает СМИ. Поводом для такой позиции Великобритании стал инцидент с возможным применением правительственными войсками химического оружия. А глава британского МИД Уильям Хейг в понедельник и вовсе сообщил, что Великобритания и ее партнеры вполне могут приступить к решению «сирийской проблемы», не консультируясь с советом безопасности ООН.

«Возможно ли согласовать ответ на применение химического оружия, не располагая поддержкой всех членов СБ ООН? Я думаю, что да», - сказал Хейг.

Между тем, президент Франции Франсуа Олланд сообщил о том, что надеется, что до конца этой недели международное сообщество выработает единую позицию по Сирии. Примечательно, что накануне заявления Олланда французский министр иностранных дел Лоран Фабиус обмолвился, что не сомневается в том, что на прошлой неделе около Дамаска было применено химическое оружие, которое использовали сирийские правительственные войска, а не оппозиционеры.

Свое слово сказала и Турция. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу в интервью газете «Миллиет» дал однозначно понять, что его страна присоединится к любой международной антисирийской коалиции, даже если не будет достигнуто более широкого консенсуса в совете безопасности ООН относительно дальнейших действий.

Россия по-прежнему выступает против силовой операции в Сирии. На выходных по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с государственным секретарем США Джоном Керри.

«Министром было подчеркнуто, что звучащие в последние дни со стороны Вашингтона официальные заявления о готовности вооруженных сил США «вмешаться» в сирийский конфликт восприняты в Москве с глубокой тревогой. Впечатление такое, что определенные круги, в т.ч. те, кто все активнее призывает к военной интервенции «в обход ООН», откровенно пытаются перечеркнуть совместные российско-американские усилия последних месяцев по созыву международной конференции по мирному урегулированию кризиса», - отметили в МИД РФ.

В ведомстве подчеркнули, что особое недоумение в Москве вызывают ссылки отдельных представителей американской администрации на якобы «доказанность» причастности правительства Сирии к инциденту на прошлой неделе в Восточной Гуте с предположительным применением химоружия.

Министры условились продолжить контакты по всем аспектам сирийского кризиса уже в ближайшее время.

Солидарную с Россией позицию занял Китай. Власти КНР выступают за политическое решение сирийской проблемы, заявил глава китайского МИД Ван И.

«Только политическое решение позволит найти выход из сирийского кризиса», - отметил он в коммюнике.

«Все стороны должны очень осторожно относиться к вопросу о химоружии в Сирии, так как следует избегать вмешательства извне в попытки политического урегулирования сирийской проблемы», - считает министр.

По его мнению, в настоящее время приоритетным направлением деятельности международного сообщества должен быть созыв второй Женевской конференции по урегулированию сирийского кризиса.

Несмотря на то, что Башар Асад в понедельник все же допустил инспекторов ООН к месту, где, возможно, применялось химическое оружие, эксперты смотрят на дальнейшее развитие ситуации без оптимизма.

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин полагает, что «нынешние события говорят о том, что ситуация вполне серьезна». «Пока ситуация находится на стадии дипломатических согласований и политического воздействия на режим Башара Асада, - считает он. - Это воздействие сработало, поскольку Асад допустил инспекторов ООН на территории, где предположительно прошли атаки с помощью химического оружия. Уже дальше, в зависимости от результатов этой инспекции будут приниматься дальнейшие решения».

«Уже, по сути, сформировалась коалиция западных и арабских государств, к которым присоединилась Турция. Они, несомненно, проведут дистанционную военную акцию против режима Асада». Эксперт: Шумилин Александр Иванович

Шумилин полагает, что «у России не осталось рычагов, с помощью которым можно было бы повлиять на ситуацию по той причине, что наша страна самоустранилась от этого процесса». «Россия однозначно поддержала Асада, а это означает, что она уже необъективный игрок, а предвзятый партнер и сторонник нынешнего сирийского режима», - уверен эксперт.

В свою очередь, глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов назвал нынешний этап в Сирии «скорее промежуточным». «Во-первых, вооруженный конфликт в регионе уже идет, мы же стоим на пороге вмешательства извне не в виде интервенции, а в виде показательных ударов, которые призваны продемонстрировать, что если что-то не измениться, возможна полномасштабная операция в Сирии».

Он полагает, что «на нынешнюю ситуацию ни Россия, ни Китай повлиять не могут.

«Если звучат заявления со стороны Франции, Турции и, подобные слова возможны и со стороны Америки, что эти страны готовы применить силу без санкции совета безопасности ООН, то ни у России, ни у Китая никаких возможностей помешать этому нет, поскольку воевать на стороне Асада никто не будет» Эксперт: Лукьянов Федор Александрович

Более оптимистично на ситуацию, ссылаясь на ядерный потенциал, смотрит заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Андрей Климов.

«Россия настаивала и продолжает настаивать на политико-правовом разрешении ситуации в Сирии, а решение этого вопроса в обход ООН выходит из международного правового поля и, таким образом, реагировать на это будет России сложнее» Эксперт: Климов Андрей Аркадьевич

По мнению сенатора, «нужно понимать, что Россия не одинока в своей позиции». «Нас поддерживает Китай, а эти две страны не принимать во внимание невозможно, - уточнил он. Мы – две ядерные державы с ракетным оружием, имеющие колоссальную территорию и совокупно огромную армию. Это было бы полным безумием игнорировать позицию этих двух страна. Поэтому, скорее всего, возможна попытка со стороны Запада повторить один из сценариев. Первый – иракский, второй – ливийский. Понятно, что реализовать их один в один вряд ли получится по ряду причин. Поэтому Западом была вначале сделана ставка на местные режимы региона – Саудовскую Аравию, Турцию – чтобы расшатать ситуацию в Сирии. Но, видимо, мощи не хватило. Теперь же под известным предлогом западные силы пытаются каким-то образом организовать прямую агрессию».

«Откровенно говоря, я не очень уверен, что Запад на это решиться, поскольку Сирия вооружена лучше тех, с кем они до этого воевали, у страны серьезный боевой опыт, да и терять ей по большому счету нечего», - заявил сенатор, добавив, что «пока все же речь идет о мощной психологической атаке со стороны Запада».
 

Архивный материал.
Сирию поддерживают две ядерные державы / читать
Нынешний этап в Сирии скорее промежуточный / читать
Россия должна готовиться к информационному обеспечению ситуации после войны в Сирии / читать