21 июля, воскресенье

Тезисы о глобализме - 5. Социальный характер глобализма: глобализм и антиутопии

01 марта 2024 / 19:17
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Глобализм как высшая стадия позднего капитализма кроме очевидной идеологии чистогана и тотальной коммодификации, то есть превращения всего в товар, имеет также и образ желаемого будущего. И это будущее, которое не только хочет видеть глобализм, но и вполне может реализовать, носит откровенно дистопийные черты.

Что это за образ? Он хорошо нам известен еще по советской кинофантастике. Прилетевшие на Дессу ассенизаторы с «Астры» встречают на месте магната Туранчокса, извлекающего выгоду из торговли чистым воздухом и водой и явно не заинтересованного в том, чтобы на планете прекратилась экологическая катастрофа[1]. Всеобщее превращение общего, того, что в литературе называется common,[2] в частное, в товар, тотальная приватизация – мечта глобалистов.

Современный капиталистический реализм[3] с легкостью апроприирует то, что еще вчера казалось содержанием сериалов-антиутопий, таких как «Черное зеркало» (2011 - …). Ваши лайки под постами и фотографиями составляют ваш социальный капитал? Так и есть – китайская система социального кредита (SCS), то есть общественного доверия и одобрения, воплотила практически точно сюжет одной из серий.

А над оруэлловской антиутопией «1984», спустя всего каких-то сорок лет, сегодня можно лишь иронизировать: «Большой брат следит за тобой?» - безусловно. И для этого не нужно объявлять о создании пресловутого «цифрового концлагеря», достаточно некоего стихийного бедствия, наподобие Ковид-19, чтобы разъяснить все преимущества тотального контроля над гражданами.

Какие еще сюрпризы ждут нас уже в ближайшем будущем со стороны глобализма? Одно из глобалистских извращений, ложная идеология анархокапитализма, предлагает, к примеру, легализовать торговлю человеческими органами. Вы скажете, что это невозможно? Но избранный совсем недавно президентом Аргентины либертарианец Хавьер Милей не просто так выбрал в качестве символа своей избирательной кампании бензопилу. И речь отнюдь не только об урезании социальных расходов[4].

Что в действительности предлагает обществу глобализм? Только одно – его полную отмену. Идеолог и практик раннего неолиберализма премьер Великобритании Маргарет Тэтчер не просто считала, что общества не существует, она делала все, чтобы именно так и было. А вместо общества с его интересами, такими как всеобщее здравоохранение и образование, и его институтами, такими как семья, любовь и дружба, предлагается конгломерат из строго индивидуализированных потребителей.

Как выглядит светлое будущее глобализма, со всей ясностью продемонстрировал населению планеты Ковид-19. Это запертые по домам, и лучше поодиночке, жители, поставленные под цифровой контроль, все общение которых сводится к обмену месседжами через сеть Интернет. Это запрет на любые собрания, запрет на касание, запрет на демонстрацию человеческого лица. Это введенные без какого-либо обсуждения авторитарные законы, попранные демократические институты и конституционные права. Это наслаждающиеся в своем обществе на закрытых вечеринках на райских островах представители сверхэлит. Это огромная масса людей второго сорта из числа обслуживающего персонала (доставка, такси, уборка, уход и т.п.), непосредственно подверженных риску заражения и скорой смерти в переполненных больницах.

 

[1] См. фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» (СССР, 1980) по сценарию Кира Булычева.

[2] Negri A. The Common. Polity, 2023.

[3] Фишер М. Капиталистический реализм. Екатеринбург, 2010.

[4] См. подробнее на нашем сайте: Бауров А. Не плачь по БРИКС, Аргентина… Центр политического анализа, 24.11.2023 URL: https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/ne-plach-po-briks-argentina


тэги
читайте также