25 апреля, четверг

Историю международного коммунистического движения пишет Китай, а не Россия

15 декабря 2016 / 15:31
эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения

Рецензия на книгу "История международного коммунистического движения" / Пер. с кит. - М.: Издательство "Весь мир", 2016. – 472 с.

Перевод на русский язык «Истории международного коммунистического движения», являющегося одним из учебных пособий для высших учебных заведений ЦК КПК, можно назвать долгожданным. Ничего подобного в современной России не издается. К сожалению, для русского читателя книга имеет небольшую практическую ценность: строительство социализма имеет различную национальную специфику и исторические условия, а вот разрушение носит универсальный характер. Россия отказалась от социалистического пути развития, понимание причин этого разрушения внутри России фактически сходится с его китайской интерпретацией, но для выхода из тупика неолиберализма китайский опыт (собственно в учебнике он так и называется: "социализм с китайской спецификой") в чистом виде не применим.

Сегодня знание и понимание истории мирового коммунистического движения важно именно для тех стран, которые сохраняют верность идеологии марксизма и социалистическому пути развития. Китай сегодня пытается извлечь уроки того, как не разрушить социализм, мы же его уже разрушили, и чтобы возродить необходимо собственное знание, собственная версия марксизма (развитие которого прекратилось в начале 1950-х), отвечающая изменениям в мире и современным вызовам, наконец, собственный опыт.

В «Истории международного коммунистического движения» не только кратко излагается история коммунистического движения в разных странах, но и делаются выводы по каждому из этапов развития. Стилистика изложения не страдает от дидактики, что было в целом характерно для аналогичных изданий в СССР. Как отмечается в учебнике: «Марксистский классовый подход и методы классового анализа по-прежнему имеют большое реальное значение для анализа и изучения различных сложных явлений современной эпохи. Само собой разумеется, классовый анализ не означает не простое навешивание ярлыков, а, находясь на стороне пролетариата и трудового народа, научное осмысление проблем, четкое разграничение истины и лжи и получение на этой основе правильных выводов» (с. 23).

Конечно, «История международного коммунистического движения» для российского читателя интересна и важна прежде всего изложением и анализом причин, как это дипломатично названо авторами, «резких изменений в СССР и странах Восточной Европы». Отметим, что ничего нового, чего не говорилось бы по этому поводу в России в учебнике нет. Но, во-первых, все причинно-следственные связи изложены системно, а во-вторых, внешний взгляд всегда способствует объективности понимания этих процессов.

В Китае очень ясно понимают предательский характер распада СССР и КПСС, понимают классовую и идеологическую сущность политического класса постсоветской России. Разрушение Советского союза произошло благодаря перерождению его правящих партийных элит и произошло изнутри советской системы: «В конце 80-х, начале 90-х годов Советский союз и страны Восточной Европы были полны решимости заниматься проведением реформ, однако во время их реализации возникли серьезные отклонения от правильной идеологической линии, произошел переход от прежней догматизации и абсолютизации марксизма к отрицанию социалистического строя, отказу от марксизма и переходу к буржуазной либерализации» (с. 399).

В этой связи предельно конкретно и недвусмысленно дается оценка деятельность Михаила Горбачева. «Во время ухудшения обстановки в Восточной Европе М. Горбачев то вмешивался в ситуацию, то пускал все на самотек и даже в какой-то степени способствовал политике «мирной эволюции» Запада или координировал свои действия, тем самым ускорив резкие изменения в восточноевропейских странах», — пожалуй самая мягкая оценка его деятельности на посту Генсека СССР.

Какие же выводы из всего произошедшего делают в Китае? Уроки резких перемен в Советском союзе и странах Восточной Европы свидетельствуют о том, что:

  • Отказ от марксизма как руководящей идеологии, отрицание основных принципов научного социализма неизбежно влечет за собой предательство социализма и ведет партию и государство на путь поражения.
  • Отказ от руководства пролетарских партий неизбежно приводит к разгулу различных антимарксистских партий и враждебных сил, что в итоге ведет к поражению социалистического строя.
  • Руководящая роль в партии должна принадлежать людям, верным принципам марксизма, своей партии и народу.
  • Отказ партии от права руководства средствами массовой информации (Правильная направленность общественного мнения может обеспечить идейное единство, объединение народных масс, стабильность общества. Ошибочная же направленность общественного мнения способна вызвать идейный хаос и кризис доверия, а также стать удобной возможностью для активизации враждебных сил).
  • В условиях расширения политики открытости необходимо сохранять высокую бдительность и в отношении планов враждебных сил Запада по разложению и расколу, решительно противостоять подрывной деятельности враждебных сил Запада, защищать безопасность государства в сфере идеологии, экономики, культуры и информации.

Определены и исторические причины и уроки резких перемен в СССР и Восточной Европе:

  • Длительный период догматизации марксизма и окостеневший метод строительства социализма.
  • Застой в развитии социалистической демократии и правовом строительстве, отсутствие демократии внутри партии, отрыв правящей партии от народных масс. (Пролетарские партии должны правильно строить отношения между демократией и централизмом, придавать большое значение установлению внутрипартийной демократии, постоянно расширять демократию внутри партии и с помощью внутрипартийной демократии строить демократию внутри народа).
  • В течении продолжительного периода не обращалось внимания на всестороннее развитие экономики и удовлетворения материальных и культурных потребностей народа.
  • Не было правильного понимания национальных проблем, отсутствовала четкая национальная политика, в этом вопросе накопилось много противоречий.
  • Измен социалистическим принципам внешней политики, серьезный подрыв престижа партии и государства.
  • Ослабление идейно-теоретического воспитания членов партии и масс, что ведет к индифферентному отношению к идеалам и убеждениям и отсутствии четкой грани между истиной и ложью (Необходимо проницательно улавливать перемены и развитие эпохи, активно продвигать в партии теоретические инновации, правильно улавливать направленность мнений членов партии, партийных работников и народных масс, хорошо проводить идейно-воспитательную работу, заботится о людях, понимать и уважать их, своевременно решать проблемы, которые больше всего интересуют широкие народные массы и  являются самыми насущными и реальными для них»).

Сегодня Россия отказалась от социалистической идеологии, добровольно превратившись в задворки глобального Запада. На этом фоне интеллектуальное лидерство в незападном мире подхватывает Китай. Это отражено и в учебнике: «Поэтому резкие перемены в Советском Союзе  и странах Восточной Европы не являются и поражением научного социализма, ни поражением социалистического строя, они являются результатом измены марксизма и социалистическому пути» (с. 406). Несмотря на тяжелейшее положение, в котором оказался социализм, правильное обобщение опыта и уроков, извлеченных из истории всемирного коммунистического движения, являются для Китая возможностью сделаться еще сильнее.


тэги
читайте также