Каким быть будущим отношениям России и Китая? Судя по той частоте, с которой российские и китайские чиновники посещают друг друга с деловыми визитами, стороны всерьез намерены сотрудничество развивать. Мировая конъюнктура — и политическая, и экономическая — этому вполне способствует. Эксперты ЦПА оценили, какие новые проекты могут ждать наши страны.
Сотрудничество России и Китая — тема едва ли не номер один во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере для России сегодня. Буквально на днях Владимир Путин вместе с заместителем Премьера Государственного Совета КНР Чжан Гаоли давали старт строительству газопровода «Сила Сибири». А спустя неделю уже в Китае ждут гостей из Москвы. В начале недели планируется визит в Поднебесную первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, затем российская делегация в составе ряда видных чиновников и бизнесменов прибудет на «Летний Давос» - так китайцы называют экономический форум, который в этом году пройдет в Тяньцзине.
Вообще, с момента, когда Си Цзиньпин возглавил КНР в марте 2013 года, у российского и китайского лидера прошло уже три встречи на высшем уровне. Постоянно взаимодействуют и межправительственные комиссии, число которых выросло до четырех. Буквально каждую неделю кто-то из высокопоставленных правительственных чиновников одной из двух стран совершает рабочий визит к партнерам. В общем, при условии понятных трений с Евросоюзом на фоне взаимных санкций Китай на сегодня является главным направлением российской внешней политики в части развития экономического сотрудничества.
Обе страны заинтересованы в развитии сотрудничества. «На фоне американской стратегии восстановления баланса в АТР Китаю в обязательном порядке необходимо диверсифицировать импорт энергетических ресурсов, тем самым, гарантировать экономическую безопасность страны. А в условиях «российско-украинской борьбы» и всестороннего противостояния РФ и Запада, Москва нуждается в расширении своего экспортного энергетического рынка, а также экономическом развитии дальневосточного региона», - так описывала интересы партнеров недавно китайская «Жеминь жибао».
Это тем более важно, что прошлый год был не сказать чтобы совсем провальным для развития экономических отношений двух стран, но довольно скромным по достигнутым результатам. Как отмечали в российском Минэкономразвития по итогам 2013 года, «Товарооборот России и КНР в 2013 г. (по данным китайской таможенной статистики) составил 89 212,7 млн. долл., увеличившись на символические 1,1%. Темпы прироста товарооборота сократились на 10,1 п.п. в сравнении с 2012 г. (наихудший показатель с кризисного 2009 г.)». Кроме того, говорилось в докладе МЭР, «при сохранении низких темпов прироста ВВП и промышленного производства в Китае спрос на российские промышленные товары и, главное, на сырье и энергоносители находился под сильным давлением, что в свою очередь сдерживало российский экспорт в Китай».
Неудачные результаты по объемам импорта-экспорта в прошлом году вполне могут быть компенсированы новыми проектами двух стран. Тут и «Сила Сибири», и наращивание поставок иных энергоносителей, сотрудничество в военно-технической сфере, импорт продуктов питания из Китая на фоне российских санкций в адрес России, сотрудничество в сфере атомной энергетики. Российским компаниям нужны и кредиты Китая в условиях, когда кредитование ведущих российских компаний на Западе затруднено из-за санкций. Таким образом, пространство для укрепления партнерских отношений очень широкое.
КНР является на сегодня главным торговым партнером России (наряду с Евросоюзом в целом). Россия такого места в китайской экономике не занимает — она лишь входит в десятку крупнейших партнеров Китая. Однако накануне кризиса 2008 года и в 2010-11 годах темпы роста товарооборота составляли 30 и даже 40 процентов в год.
Как развивается партнерство России и Китая? Какие еще проекты могут реализовать наши страны в ближайшие годы? Об этом мы попросили рассказать экспертов Центра политического анализа.
«Во внешней политике России поворот к Китаю наметился еще во времена СССР, так что ничего качественно нового тут нет. Происходит постепенное развитие отношений, постепенное их улучшение. Это объективный процесс, поскольку Китай является самым крупным соседом России, самым крупным российским экономическим партнером. В этом плане поворот к Китаю и вообще в Азию — нормальный процесс. Надо помнить, что значительная часть территории нашей страны собственно находится в Азии», - говорит директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС Александр Лукин.
«Момент для развития отношений с Китаем самый благоприятный: сложная ситуация с Западом просто подталкивает и Россию, и Китай к развитию отношений в энергетической сфере», - согласен с Лукиным директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. Как напомнил эксперт, уже и сейчас «примерно 30 процентов российского экспорта энергоносителей идет в сторону Востока — не только Китая, но и других стран региона». «Время для расширения сейчас благоприятное, поскольку с Западом диалог не складывается, Запад не слышит наши аргументы — политическая конъюнктура накладывает свой отпечаток», - уверен Симонов.
По его оценке, для Китая интерес также велик, поскольку у него имеется проблема по получению энергоносителей по приемлемым ценам. «Кроме того, Китай — страна довольно большая и в некоторых ее провинциях без России и ее поставок просто никак не обойтись», - напоминает эксперт.
Как полагает Симонов, в течение года может быть подписан новый контракт, а объем поставок увеличен до 60 миллиардов кубометров в год. «Очень вероятно, что вскоре будут реализованы и проекты на Сахалине по СПГ: там газ пойдет прежде всего, конечно, в Японию, но и в Китай тоже. По нефти все тоже неплохо: проекты реализуются уже давно, построена труба в Китай и на Сковородино», - говорит он.
«Будут, конечно, трудности, споры по цене — они собственно и сейчас ведутся, но в целом взаимовыгодное сотрудничество, без сомнений, будет продолжаться. Возможно и развитие формата, когда китайские компании будут становиться акционерами российских проектов в обмен на кредиты — такой формат был недавно предложен по Ванкорскому месторождению», - напоминает глава ФНЭБ и резюмирует: «все то, в чем России будут отказывать на Западе, прежде всего, кредиты, Россия сможет получить в Китае».
«В отношениях России и Китая на сегодняшний день имеется несколько ключевых перспективных проектов. Безусловно, главное направление сотрудничества — это китайские инвестиции в российскую экономику и китайские кредиты российским компаниям», согласен с Симоновым член Совета по внешней и оборонной политике Александр Габуев.
«Россия уже сняла в связи со сложившейся ситуацией ряд ограничений на инвестиции в стратегические месторождения: всерьез обсуждается вопрос участия китайских инвесторов в Ванкорском месторождении», - говорит эксперт.
Впрочем, этим перспективы сотрудничества не ограничиваются. Как напомнил Габуев, «озвучиваются и иные многочисленные проекты с привлечением китайского капитала: мост в Крым (впрочем, пока перспективы китайского участия в проекте до конца не ясны), строительство высокоскоростных магистралей и так далее».
Михаил Захаров