Из-за введенных против Евросоюза продовольственных санкций, в России уже к новому году могут заметно подняться цены на отдельные виды рыбной продукции. В частности, речь идет о возможном дефиците мороженой и охлажденной семги, которая поставлялась в основном из Норвегии. Впрочем, специалисты отрасли утверждают, что уже сейчас собственной рыбой можно «завалить всю страну по щиколотку», но для этого нужно стимулировать дальневосточных рыбаков везти ее в центральные регионы, а не продавать на экспорт.
Главная проблема российского рыбного рынка, в один голос говорят эксперты, в том, что основное место добычи собственной рыбы находится на Дальнем Востоке - в 10 тысячах километров от центральных регионов страны, где живет большая часть потребителей. Везти улов через всю страну нерентабельно и сложно, а продать, например, в Китай, Корею или Африку, значительно проще.
Из-за такого парадокса центральная Россия попала в зависимость от норвежских рыболовов и предприятий, занимающихся выведением рыбы. Москва, например, покупает в Норвегии искусственно выращенных лососевых, чье качество вызывает сомнение у большинства специалистов, да еще и по ценам, кратно превышающим себестоимость куда более качественных дальневосточных аналогов, которых российским поставщиками везти невыгодно.
На сегодняшний день при себестоимости норвежской рыбы в 50 рублей за килограмм, она продается в России по цене 500-900 рублей за килограмм, что выгодно и ретейлерам, которые зарабатывают на перепродаже норвежской рыбы в 10 раз больше, чем точно такой же российской.
Таким образом, введенные против Европы санкции теоретически могут поспособствовать переформатированию российского рыбного рынка, который вполне в состоянии стать самодостаточным. Но эти же санкции разом вскрыли все бюрократические и экономические проблемы, из-за которых этого не произошло до сих пор.
О ситуации очень подробно рассказывает руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. По его мнению, в краткосрочной перспективе санкции могут привести к росту цен на рыбу в российских магазинах. Этот процесс уже начался. Например, свежемороженая рыба в новосибирских магазинах, по его информации, с начала августа подорожала почти на 50%, в Амурской области почти на 12%, жители Нижнего Тагила сообщают, что почти вдвое подорожала красная рыба, даже в Приморье – самом рыбном регионе страны – цены поползли вверх, достигнув исторического максимума. В Сахалинской области лосось продается оптом по 100 тысяч рублей за тонну и стремится к ценнику в 120 тысяч рублей. Впрочем, проблема не только в санкциях.
«Цены стали расти из-за того, что на Дальнем Востоке провалилась главная красная путина года: на текущий момент рыбы добыли на 40% меньше, чем в 2012 году (сравнение идет по четному или т.н. нелососевому году, когда рыбы мало – ред.). На конец августа не дотягивает до четверти миллиона тонн. Это на 130 тысяч тонн меньше, чем в 2012 году. При этом половина из этого лосося уже законтрактована на экспорт», - объясняет Савельев.
Причем, по словам эксперта, дальневосточные производители на сегодняшний день не стремятся компенсировать потери российского рынка, они складывают рыбу в морозильники и ждут, пока цены вырастут еще выше. Савельев призывает бороться, по крайней мере, с бюрократией, которая существенно усложняет жизнь рыбакам. Те уже в порту сталкиваются с контролем со стороны 26 ведомств и вынуждены получать до 500 разрешительных документов. Кроме того, экспортеры российской рыбы еще и получают из бюджета возврат НДС в размере 10%.
«Я бы порекомендовал, во-первых, отменить возврат НДС экспортерам, обнулить ставку за пользование водными биоресурсами для тех, кто поставляет рыбу на российский рынок. Нужно для них создать экономические преференции. Если сделать это, то мы бы разом получили полное импортозамещение, причем даже в большем объеме и лучшем качестве».
О серьезных бюрократических препятствиях российским рыбакам говорит и президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. Он выделяет две основные проблемы, прежде всего, связанные с пограничниками.
«У нас есть закон о госгранице, по которому для любого пересечения границы нужно разрешение. Не во всех случаях такое разрешение можно получить. Допустим, если везти рыбу из Петропавловска во Владивосток нужно несколько раз пересечь государственную границу по морю. Пограничники это все отслеживают и по прибытии во Владивосток выставляют штрафы. За одно пересечение – 100 тысяч рублей. Пока дошел, пересек раз пять - полмиллиона накапало. И ничего мы не можем сделать», - сетует он.
Схожая проблема и с ветеринарными службами.
«Они отвечают за предупреждение заноса заразных болезней. Но рыбы такими болезнями не болеют. Тем более что при заморозке до минус 18 градусов даже теоретически заразиться нечем, но, тем не менее, каждую нашу партию продукции заставляют выгружаться на берег, потом берут анализы, на проверку которых уходит 3-10 дней, все это время нужно продукцию где-то хранить, платить за аренду складов, плюс платить за сами исследования. Цена вопроса по Дальнему Востоку – 3,5 млрд рублей. Причем результат контроля непонятен, за все годы его существования ни разу не нашли какую-то болезнь», - продолжает Фомин.
На российском рынке эксперт выделяет три основные группы рыбной продукции. Наиболее пострадавшая, по его мнению, лососевые. 300 тысяч тонн этой рыбы, поставлявшейся из Норвегии, заменить на сегодняшний день нечем. Покрыть дефицит невозможно даже если отправить на российский рынок всю лососину, выловленную минувшим летом на Дальнем Востоке - это лишь порядка 270 тысяч тонн. Вторая группа – селедка. Ее пока хватает: из Норвегии поставлялось порядка 200 тысяч тонн в год, в России в 2014 году было добыто порядка 250 тысяч тонн, которые сейчас будут переброшены с экспорта на внутренний рынок. Третья группа - скумбрия. Российские производители готовы поставить на внутренний рынок около 180 тысяч тонн при потребности в 200 тысяч тонн, а недостаток можно будет закупить в Исландии, полагает Фомин.
Впрочем, даже с сегментами, где собственной продукции в избытке, есть проблемы, отмечает он.
Например, стоимость замороженной селедки только за счет перевозки возрастает на 60%. Кроме того, сейчас нет достаточных железнодорожных мощностей, чтобы везти столько рыбы с Дальнего Востока. В РЖД предлагают возить не в вагонах-рефрижераторах, а в вагонах-термосах, но к этому решению ревниво относится Россельхознадзор.
«Они (вагоны-термосы) без оборудования, туда грузится замороженная рыба и за счет своей температуры там сохраняется. Но, например, недавно в Новосибирске 350 тонн мороженного минтая были изъяты Россельхознадзором, потому что температура погрузки была минус 18, а при доставке - минус 10. С одной стороны, ничего страшного, с другой - норматив нарушен, всю продукцию арестовали», - говорит Фомин.
Не исключают эксперты и возможности махинаций. Например, чилийские предприятия, которые выращивают лососевых и на которые возлагают надежды в Минсельхозе РФ, в основном принадлежат Норвегии. Как полагает Савельев, ничто не мешает норвежским производителям продавать в Россию собственную рыбу, но ставить чилийскую маркировку. При этом они смогут поднять цену из-за якобы усложнившейся логистики.
Фомин допускает, что на норвежской рыбе может заработать Белоруссия, которая будет выкупать лососину, солить ее и продавать на российский рынок под видом собственной продукции.
Александр Дюпин