21 ноября, четверг

При желании мы можем завалить рыбой всю страну по щиколотку

30 августа 2014 / 22:02
руководитель Информационного агентства по рыболовству

Вместо норвежской дряни на наш рынок хлынет еще большая дрянь из Вьетнама и Китая.

Как вы считаете, к чему приведет эмбарго в части запрета на ввоз рыбы?

Если санкции продолжатся год, то нам надо попрощаться с охлажденной рыбой, которую нам в основном поставляли из Норвегии. Это деликатный продукт, который требует особых условий хранения и транспортировки. Заменить ее нечем, т.к. у нас аквакультура (выращивание рыбы – ред.) вообще не развита. Министерство сельского хозяйства разрабатывало закон об аквакультуре, в прошлом году его приняла Госдума, подписал президент, но он до сих пор не работает, т.к. тот же Минсельхоз не подготовил нормативно-правовой базы.

Так что теперь вместо норвежской аквакультурной дряни – семги, которую вскармливают кормами животного происхождения, нашпиговывают антибиотиками, красителями, гормонами роста и прочими неполезными веществами - на наш рынок хлынет еще большая дрянь в виде тилапии из Китая и пангасиуса из Вьетнама. По крайне мере, такую альтернативу предлагает Минсельхоз.

Что касается охлажденной рыбы, то из других частей света ее просто невозможно поставить технологически: ни лосось с Фарерских островов, ни тем более из Чили.

Но тут возможен один вариант. Дело в том, что чилийские предприятия принадлежат Норвегии, поэтому, возможно, мы будем получать ту же саму норвежскую рыбу, но на ней будут стоять чилийские этикетки.

Ситуация располагает к росту цен?

Наивно полагать, что не найдутся желающие воспользоваться этим. Эмбарго уже подхлестнуло цены. С другой стороны, цены стали расти из-за того, что на Дальнем Востоке провалилась главная красная путина года: на текущий момент рыбы добыли на 40% меньше, чем в 2012 году (сравнение идет по четному или т.н. нелососевому году, когда рыбы мало – ред.). На конец августа не дотягивает до четверти миллиона тонн. Это на 130 тысяч тонн меньше, чем в 2012 году. При этом половина из этого лосося уже законтрактована на экспорт.

В рыбном плане Россия самодостаточная страна, и при желании мы можем завалить рыбой всю страну по щиколотку. Но проблема в том, что основную рыбу добывают на Дальнем Востоке и с основным потребителем ее разделяют 10 тысяч километров. А это значит транспортные расходы и преодоление непреодолимых административных барьеров. Тот же Минсельхоз возвел бетонную стену для российской рыбы: 26 ведомств контролируют рыбаков при заходе в порт, а вообще в отрасли функционируют более 500 разрешительных документов. Самая главная проблема с пограничниками и ветеринарами.

Поставлять на экспорт и ближе, и выгоднее. Отвезти рыбу в Корею гораздо дешевле, чем месяц тащить ее по железной дороге или Северному морскому пути до, скажем, Рязани, Тулы или Москвы. Прибавьте к этому то, что экспортер получает возврат 10% НДС, то есть имеет преимущество перед поставщиками на внутренний рынок. Прибавьте к этому дорожающий доллар. В сумме это все делает внутрироссийские операции неконкурентными по сравнению с экспортными.

Минсельхоз говорит, что будет мониторить цены, но это не дает никаких механизмов для повышения или понижения цен. Они хотят начать госрегулирование, но [вице-премьер Аркадий] Дворкович уже категорически отверг это предложение.

То есть на сегодняшний день ситуация такова: для российских рыбаков не создано условий, чтобы они поставляли рыбу на российский берег. Крупные промышленные компании на Дальнем Востоке сейчас закладывают рыбу в холодильники, и она там может храниться хоть год. Все это время цена будет расти. Лосось и горбуша, например, уже подорожали в два раза. Росрыболовство полагает, что цена к новому году вырастет на 20%, я думаю, это аккуратный прогноз, а реальный – процентов на тридцать. Красная икра подорожает в два раза. Прошлым летом она уже начала дорожать, и цены на нее взлетели на 70%. Осенью ситуацию спасло лишь увеличение экспорта с Аляски на пять тысяч тонн.

На ваш взгляд, что стоит предпринять, чтобы заинтересовать российских рыбаков поставлять рыбу в Россию?

Я бы порекомендовал, во-первых, отменить возврат НДС экспортерам, обнулить ставку за пользование водными биоресурсами для тех, кто поставляет рыбу на российский рынок. Нужно для них создать экономические преференции. Если сделать это, то мы бы разом получили полное импортозамещение, причем даже в большем объеме и лучшем качестве.

На сегодняшний день наша страна - единственная в мире, где норвежская выращенная рыба стоила в 6-7 раз дороже, чем наша собственная дикая рыба. Надо отдать должное их маркетингу. Но парадокс в том, что при себестоимости норвежской рыбы в 50 рублей за килограмм, они продают ее здесь по 500-900 рублей за килограмм! Естественно, торговля с удовольствием шла на это, потому что одно дело заработать 20 рублей на российской рыбе и совсем другое - 200 на норвежской.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика