Европейский союз и Киев договорились о разработке «плана роста и восстановления для Украины на 2014-2016 год», однако на встрече доноров в Брюсселе не были определены конкретные объемы дополнительной помощи Украине. Украина стремится получить необходимые ей кредиты у МВФ и ЕС, однако они просто так денег никому не дают, и Украине придется выполнять множество требований, многие из которых уже привели украинскую экономику к коллапсу. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, оценили, чем грозит Украине продолжение безусловного выполнения требований ЕС и МВФ.
«Кредитный рейтинг Украины продолжает падать. Уже очевидно, что вооруженный конфликт на Донбассе может привести к дефолту. А значит, прекращение огня спасет не только десятки, а возможно, и сотни жизней, но и страну в целом от экономического краха», - пишет на своей странице в социальной сети Facebook один из участников переговоров между Киевом и мятежным Донбассом Виктор Медведчук.
Ситуация в украинской экономике на фоне настоящих боев на Юго-Востоке ушла на второй план. Между тем, нынешнему Киеву предстоит решать нетривиальную задачу — поднятия экономики из руин и нахождения денег, которых в стране просто нет. Выбор у Киева невелик — либо брать деньги у России (или Китая), либо идти за помощью в международные финансовые институты.
Киевские власти сразу после изгнания Виктора Януковича из страны встали на второй путь. Выбор этот был продиктован более всего политическими соображениями, но факт остается фактом — Киев планирует получать деньги, без которых страна окажется не только де-факто, но и де-юре банкротом, в Международном валютном фонде.
Специалисты фонда еще в марте посетили Украину и в конце марта директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард пообещала Украине 17 с небольшим миллиардов помощи. В начале мая в МВФ уточнили, что деньги будут выделяться в течение двух лет несколькими траншами. Первый транш в размере 3,2 миллиарда долларов Киев уже получил. Но вот со вторым произошла заминка — переговоры были продлены до 9 июля, некоторые наблюдатели уже стали сомневаться, что фонд выделит деньги до завершения операции на Юго-Востоке.
Деньги между тем Киеву нужны. Инфляция на Украине за первое полугодие составила 11,6%, сообщила недавно государственная служба статистики. Золотовалютные резервы страны за июнь сократились на 4,6%, — до 17,083 миллиарда долларов, сообщал Нацбанк. По прогнозам Всемирного Банка, экономические показатели Украины в текущем году снизятся на 5 процентов. ЕБРР и вовсе прогнозирует падение на 7 процентов.
Киевские чиновники надеются на то, что Брюссель им окажет помощь. На прошедшей в Брюсселе встрече доноров для Украины вице-премьер украинского правительства Владимир Гройсман пытался успокоить западных партнеров — украинское правительство разрабатывает план выхода из кризиса. «Правительство начало подготовку плана восстановления и роста на 2014–2016 годы», - заявил Гройсман, отметив, что этот план будет представлен на конференции доноров для Украины, которую планируется организовать осенью. Среди наиболее важных программ в рамках этого плана он назвал укрепление восточных границ Украины, а также создание реабилитационной программы для Донецкой и Луганской областей, предполагающих, в том числе, создание рабочих мест. По образному выражению украинского вице-премьера Киеву нужен «план Маршалла» для Украины.
Еще в марте в украинских СМИ (с легкой руки хакеров из Wikileaks) был опубликован список требований МВФ к украинскому правительству, исполнение которых и станет основанием для выделения кредита.
Список обширен. Предполагается в частности: повысить пенсионный возраст - на два года для мужчин, на три - для женщин, ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях, ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий, ограничить пенсии работающим пенсионерам, установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет, повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза для частных потребителей, увеличить стоимость электричества на 40%, увеличить акциз на бензин на 60 евро, отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%, не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий, приватизировать все шахты и отменить все субсидии, отменить субсидии для производителей свинины и курятины. И так далее — это далеко не полный список, самое безболезненное для граждан в нем — ликвидация ряда министерств.
Условия МВФ окажутся для Украины неподъемными. Опрошенные Центром политического анализа эксперты оценили перспективы сотрудничества Украины с фондом и возможные последствия кредита на условиях МВФ для украинской экономики.
«Самым серьезным из них является требование МВФ повысить тарифы даже не на ЖКХ, а ввести экономически обоснованные тарифы на энергоресурсы — электроэнергию и газ. И правительство Азарова, и уже новое правительство всячески сопротивлялось такому варианту, несмотря на некоторый рост тарифов, они все еще очень далеки от экономически обоснованного уровня», - говорит руководитель украинского бюро Центра политических технологий Георгий Чижов.
«Правительство [Украины] понимает, что если произойдет повышение, то половина Украины просто перестанет платить за услуги ЖКХ»
«И тогда возникает еще одна вилка: а что с ними делать? Простить, стимулируя вариант, когда не платят и все остальные, или отбирать жилье? Потому и прежнему, и нынешнему правительству было удобнее датировать, а не повышать тарифы», - полагает эксперт.
«Требования к правительству стандартны для МВФ, тут Украина не исключение. Эти требования: сброс социальных обязательств, закрытие неэффективных производств и приватизация», - оценивает последствия директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев.
«С приватизацией понятно: она будет произведена за бесценок в интересах олигархов, близких к власти, и иностранных компаний», - полагает эксперт.
«Что касается неэффективных производств, то сложно представить, что украинские производители смогут выдержать конкуренцию с европейскими при одновременной потере российского рынка. Так что это будет во многом искусственная ликвидация»
По оценке Разуваева, серьезно вырастет и безработица. «Говорят про рост в 3-4 миллиона, я как-то пытался прикинуть — получалось 1-2 миллиона, но это все равно очень много. Люди будут ехать на работу в Россию, если это будет возможно, и в Европу. Трудовая миграция и так сильно выросла с Майдана. Конечно не в 10 раз (мне попадалась такая оценка), но довольно сильно», - полагает он.
Сокращены будут и социальные обязательства. «Есть риск, что мы увидим картину, которая нам известна по России 90-х, когда в бюджетном секторе зарплаты и пенсии просто не выплачиваются по полгода — формально обязательства как бы исполняются, но они заморожены. Возможно, будет включен печатный станок — формально опять-таки обязательства будут исполняться, но фактически на эти средства можно будет купить меньшее число товаров из-за инфляции», - напоминает Разуваев.
«Перспективы Украины в этом смысле достаточно тревожны. А стоит еще помнить, что голоса Польши или Венгрии всегда будут в Европе старше, чем голос Украины», - резюмирует эксперт.
С ним согласен и директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин: «цель МВФ понятна - ликвидировать социальную инфраструктуру, еще советского типа. Таким образом, Украина из постсоциального государства окончательно превратится в капиталистическое».
«Экономику страны де-факто ждет коллапс. Еще одним последствием будет ликвидация промышленности, дислоцированной по преимуществу в восточных и юго-восточных областях Украины»
По словам Салина, еще одно последствие выполнения требований МВФ вырисовывается уже сейчас — «газотранспортная система Украины перейдет под контроль западных корпораций, по всей видимости, англосаксонского происхождения».