Умеренные европейцы будут как-то давить, увязывать процесс предоставления кредитов с остановкой боевых действий.
Обязательства Украины перед МВФ не такие страшные, но усилят социальную напряженность. Самым серьезным из них является требование МВФ повысить тарифы даже не на ЖКХ, а ввести экономически обоснованные тарифы на энергоресурсы — электроэнергию и газ. И правительство Азарова, и уже новое правительство всячески сопротивлялось такому варианту, несмотря на некоторый рост тарифов, они все еще очень далеки от экономически обоснованного уровня.
Правительство понимает, что если произойдет повышение, то половина Украины просто перестанет платить за услуги ЖКХ. И тогда возникает еще одна вилка: а что с ними делать? Простить, стимулируя вариант, когда не платят и все остальные, или отбирать жилье? Потому и прежнему, и нынешнему правительству было удобнее датировать, а не повышать тарифы. Остальные требования МВФ в принципе для правительства приемлемы, поскольку не связаны с такими социальными издержками.
Потому что в случае непредставления кредитов МВФ или затягивания этого процесса ситуация будет еще хуже. Если не будет кредитных денег — еще сильнее просядет гривна. Она уже подешевела со времен «спокойной осени» в полтора раза и экономика еще не отыграла даже эту инфляцию.
Во-вторых, имеется проблема бюджета, который наполняется довольно плохо. Так что кредитные деньги позволили бы снизить дисбаланс бюджета. Далее — имеются громадные долги, в том числе неурегулированный долг перед «Газпромом». Вряд ли Украина выплатит все пять с лишним миллиардов, о которых заявляет «Газпром», но миллиарда 2-3 выплатить придется. Сокращаются и золотовалютные резервы, которые еще недавно демонстрировали тенденцию к росту (правда, отчасти за счет тех же кредитов).
Наконец, не закончены боевые действия на Востоке, а без их прекращения сложно ждать каких-то инвестиций и нормального развития экономики.
Таким образом, негативные последствия сотрудничества с МВФ для правительства несопоставимы с последствиями несотрудничества. Ведь у России получить кредит украинские власти не могут.
Можно предположить, что умеренные европейцы, для которых важной темой является остановка войны, будут как-то давить, увязывать процесс предоставления кредитов с остановкой боевых действий, а Порошенко и Гройсман будут им отвечать, что прекращение АТО приведет к еще большим жертвам. Посмотрим, до чего они договорятся.