Фруктовые и овощные полки российских магазинов после введенных санкций против европейских производителей не опустеют, уверены опрошенные Центром политического анализа эксперты. Изгнанных с рынка экспортеров заменят новые. Однако шаги к импортозамещению пока не предпринимаются, и российские фермеры по-прежнему остаются не у дел.
Российские санкции против Евросоюза, США, Норвегии и ряда других государств, которые сами вводили санкции против РФ в связи с украинским кризисом, затронули практически весь продовольственный рынок страны. Если с экзотическими для российских широт фруктами – цитрусовыми, бананами, ананасами и др. плодами, выращивание которых требует специфических климатических условий, все ясно (товары южно-европейских поставщиков будут компенсировать за счет азиатских, африканских и латино-американских производителей), то с овощами, особенно сезонными, все сложнее. Дело в том, что в самой России большая часть такой продукции производится в избытке, однако в силу неразвитости торговых связей села и крупных городских агломераций, торговым сетям проще закупать те же самые овощи за границей. Поэтому удастся ли заменить продукты изгнанных с рынка европейцев именно отечественными – большой вопрос.
Введение санкций по идее могло бы способствовать улучшению положения дел с отечественными овощами, однако, по мнению экспертов, для этого делается слишком мало. В частности, член Общественного совета при Минсельхозе России, доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов утверждает, что, несмотря на то, что в большей части некрупных российских городов и в селах в основном продается отечественная продукция и ее хватило бы и для больших населенных пунктов, в городах-миллионниках импортные продукты преобладают.
«Москва на 80% снабжается импортными продуктами. Санкт-Петербург – чуть поменьше, но все равно больше половины. Все остальные города-миллионники снабжаются более чем на половину импортными продуктами. Все же маленькие города снабжаются местными производителями. Колбасы все местные, сыров французских и с фуа-гра там никто не видел, картошка там своя. У нас есть свое сельхозпроизводство, но его не пускают в большие центры», - сетует он.
По мнению эксперта, местные производители сталкиваются с мощным лобби иностранных производителей. И с уходом с рынка европейцев ничего принципиально не меняется.
«Сейчас, по сути, происходит замена одного импорта на другой, - рассказывает Абакумов. - Самое страшное произойдет, когда к новому импорту прибавится еще и старый (речь о том, когда санкции будут сняты – ред.). У нас всегда импорт осуществлялся по принципу политической дружбы. Дружим с Америкой – закупаем у них окорочка. Дружим с Польшей или миримся – открываем пути для их импорта. Будет так и теперь. Надо ведь у Франции выкупить «Мистрали» - могут пообещать за исполнение сделки закупать французские сыры или мясо. А российским крестьянам от этого что? Они как были, так и остаются чужими на своем же рынке. Политическая целесообразность не учитывает интересы 30 миллионов сельских жителей страны».
При этом российским производителям нужно совсем немного помощи, считает эксперт. Уже первые эксперименты после введения санкций это показали.
«Что произошло, когда ввели санкции. Московское правительство немедля организовало площадки торговли для местного населения. В Подмосковье есть такой совхоз имени Ленина – крупнейший в стране производитель клубники. Так вот его в Москву до этого не пускали, а пустили только после введения санкций. Совхозу предложили сразу 30 точек, где был распродан весь урожай, несмотря на то, что эта клубника была дороже греческой, которую на тот момент брали менее охотно. Покупатели видят качество. Или в подмосковном городе Видное. Там администрация открыла ярмарки вдоль бульваров, обеспечила торговцам охрану, воду, электричество. Из своего скромного бюджета они заплатили торговцам дотацию на бензин, чтобы они не повышали цену. Так туда торговать приехали люди из 20 регионов», - рассказывает Абакумов.
«Нужно создавать условия и инфраструктуру. Нужно, чтобы наше государство приняло наших аграриев в состав России. Если этого не произойдет – у нас по-прежнему будет засилье импорта. А на наших крестьян будут смотреть как на «ватников», которые что-то там топчут в мокрой грязи»
Говорит о необходимости поддержки именно мелких сельхозпроизводителей и директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. По ее мнению, сейчас, когда необходимо принимать оперативные меры, можно было бы упростить правила торговли даже в ущерб надзору за качеством.
«Большая часть овощей, картофель производится в хозяйствах населения. В селе его производят даже больше, чем покупается. Но, к сожалению, эта продукция – даже мелочь – не допускается к уличной розничной продаже. Нет нормальных рынков. В городах нужно распределять бесплатные торговые места, за счет города обеспечить чистоту на этих площадках», - говорит она.
В перспективе же отечественным фермерам нужно помогать организовываться, чтобы они могли вырабатывать единый стандарт качества своей продукции. Однако пока это никому не выгодно, потому что речь о слишком малой прибыли, полагает Шагайда.
Можно также улучшить снабжение российских магазинов отечественными овощами, приглашая иностранных производителей выращивать их в России.
«Тут много вариантов. Например, многие сейчас обсуждают, что нужно пустить в Россию производителей из Китая и Кореи. Но то немногое, что известно о китайских технологиях возделывания, свидетельствует о том, что после них остается просто выжженная пустыня, потом ничего на том месте не растет и приходится проводить рекультивацию. А, по моему мнению, нужно пустить узбеков. Я наблюдала лично, как в нескольких километрах от Петрозаводска на одном предприятии они умудрялись выращивать в открытом грунте совершенно однотипные огурцы», - рассказывает она.
Впрочем, санкции неизбежно приведет к сокращению рынка и как следствие росту цен. По словам Абакумова, это неизбежно и попытки антимонопольной службы удержать цены на прежнем уровне лишь приведут к их исчезновению с рынка. Однако государство вполне может обеспечить социальную стабильность, субсидируя малоимущих потребителей.
«О продовольственных талонах речь идет уже 10 лет. Это не карточки и не система распределения. Это принятый во всем мире способ поддержки малоимущих и многодетных семей. Это магнитная карта, куда от государства или каких-то фондов ежемесячно поступают деньги, которые можно потратить в любом продуктовом магазине только на продукты. Это нормальный экономический ход для трудных времен», - советует Абакумов.
Александр Дюпин