Политическая целесообразность не учитывает интересы 30 миллионов сельских жителей страны.
Какие могут быть риски для рынка в связи с запретом на поставки овощей и фруктов в Россию?
Рисков никаких не наблюдается. Что касается овощей-фруктов, разумеется, мы попадаем в большую зависимость от семеноводства. Например, с картофелем. Поскольку у нас практически 100% семян картофеля для крупных хозяйств завозится из Голландии, Германии и других европейских стран.
Даже если эти позиции будут выведены из-под санкций, это не снимает вопросов о собственном семеноводстве. Есть, конечно, свои сорта, есть ученые-селекционеры, но для того, чтобы вывести их сорта на промышленные объемы производства потребуется 5-7 лет. Это при условии напряжения всех сил правительства, направленных на улучшение лабораторных условий для этих ученых, защиту земель, улучшение бытовых условий и денежного содержания, на обучение молодых кадров. За 1 год это не делается, антисанкциями надо было заниматься 20 лет назад!
У многих складывается ложное впечатление, что у наших крестьян в закромах лежат тонны продукции. Таких складов нет. Нет яблок, которые просто где-то лежат и ждут, чтобы заменить польские. Чтобы они появились нужно кому-то отказать (речь об иностранных экспортерах – ред.).
Будут ли расти цены?
Рост цен уже зафиксирован, и ФАС с этим ничего сделать не сможет. Регулирование цен может привести только к исчезновению продукты с прилавков.
Нужно дотировать не импортера, а непосредственно покупателей – малоимущие слои населения. О продовольственных талонах речь идет уже 10 лет. Это не карточки и не система распределения. Это принятый в мире способ поддержки малоимущих и многодетных семей. Это магнитная карта, куда от государства или каких-то фондов ежемесячно поступают деньги, которые можно потратить в любом продуктовом магазине только на продукты. Это нормальный экономический ход для трудных времен.
Российские санкции вводятся временно. Когда и если они будут отменены, к чему это приведет с учетом начавшегося переформатирования российского продовольственного рынка?
Тут стоит подумать о наших фермерах, аграриях. Дело в том, что продовольственный рынок нашей страны с 1991 года импортоориентированный. Импорт – это колоссальное лобби в стране. У нас, например, была уничтожена семенная база картошки. Мы что глупые, что вынуждены привозить семена картофеля из-за границы? Но такова экономическая политика в сфере продовольствия.
Сейчас, по сути, происходит замена одного импорта на другой. Самое страшное произойдет, когда к новому импорту прибавится еще и старый. У нас всегда импорт осуществлялся по принципу политической дружбы. Дружим с Америкой – закупаем у них окорочка. Дружим с Польшей или миримся – открываем пути для их импорта. Будет так и теперь. Надо ведь у Франции выкупить «Мистрали» - могут пообещать за исполнение сделки закупать французские сыры или мясо.
А российским крестьянам от этого что? Они как были, так и остаются чужими на своем же рынке. Политическая целесообразность не учитывает интересы 30 миллионов сельских жителей страны.
Каким образом власти могут помочь в условиях рыночной экономики фермерам?
Москва на 80% снабжается импортными продуктами. Санкт-Петербург – чуть поменьше, но все равно больше половины. Все остальные города-миллионники снабжаются более чем на половину импортными продуктами. Все же маленькие города снабжаются местными производителями. Колбасы все местные, сыров французских и с фуа-гра там никто не видел, картошка там своя. У нас есть свое сельхозпроизводство, но его не пускают в большие центры.
Это результат импортоориентированной экономики.
Что произошло, когда ввели санкции. Московское правительство немедля организовало площадки торговли для местного населения. В Подмосковье есть такой совхоз имени Ленина – крупнейший в стране производитель клубники. Так вот его в Москву до этого не пускали, а пустили только после введения санкций. Совхозу предложили сразу 30 точек, где был распродан весь урожай, несмотря на то, что эта клубника была дороже греческой, которую на тот момент брали менее охотно. Покупатели видят качество.
Или в подмосковном городе Видное. Там администрация открыла ярмарки вдоль бульваров, обеспечила торговцам охрану, воду, электричество. Из своего скромного бюджета они заплатили торговцам дотацию на бензин, чтобы они не повышали цену. Так туда торговать приехали люди из 20 регионов.
Нужно создавать условия и инфраструктуру. Нужно, чтобы наше государство приняло наших аграриев в состав России. Если этого не произойдет – у нас по-прежнему будет засилье импорта. А на наших крестьян будут смотреть как на «ватников», которые что-то там топчут в мокрой грязи.