29 марта, пятница

Назарбаев укрепил вертикаль

04 марта 2014 / 21:48

В Казахстане назначено новое правительство. Его возглавил Карим Масимов, который в  прошлом уже занимал этот пост. Существуют разные версии, зачем Нарсултану Назарбаеву понадобилась смена главы кабинета министров. Согласно официальной версии, планы по индустриализации требуют более «динамичного подхода». Получила распространение и другая версия: это очередной шаг по подготовке команды президента Нурсултана Назарбаев к проекту «Преемник».

Ушедший в отставку премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, начиная с осени прошлого года, подвергался критике за недостаточные темпы экономического развития. Президент Казахстана Нарсултан Назарбаев открыто грозил ему отставкой в ходе расширенного заседания правительства 11 октября 2013 года и в феврале этого года.

В отставку Ахметов подал 2 апреля, поблагодарив при этом Назарбаева за оказанное ему доверие и выразив надежду, что большая часть министров его правительства сохранит свои посты. Президент Казахстана отставку Ахметова принял в тот же день, предложив возглавить кабмин Кариму Масимову, который уже руководил правительством с 2007 по 2012 год. Последние полтора года он был главой администрации президента, что позволило некоторым экспертам считать его  особо приближенной к Назарбаеву фигурой.

Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, согласны с тем, что уход старого правительства неожиданностью не стал и в целом согласны с официальной трактовкой ситуации. В частности, директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов при объяснении причин отставки правительства Ахметова прямо ссылается на пояснения Назарбаева.

«По его (Назараева – ред.) словам, у нас складывается сложная геоэкономическая, геополитическая обстановка, требует решения «Программа 2050», есть программа по активной индустриализации. Решение этих комплексно сложных задач в новой обстановке требует сильного, компетентного лидера, коим себя не раз уже проявлял Карим Масимов, - говорит Солозобов. - Ахметов тоже неплохой руководитель, но в число блестящих он не попал, он крепкий середняк. Сейчас перед ним поставлены другие интересные задачи. Он должен восстановить оборонную промышленность Казахстана».

О назревшей необходимости подобрать более подходящего в условиях осложнившейся геополитической обстановки премьер-министра говорит и эксперт Института Евразийских исследований, магистр международных отношений японского университета Цукуба Данияр Косназаров.

«С учетом экономической и международной конъюнктуры потребность в быстрых и выверенных решениях только возрастает. В этой связи роль кризис-менеджера Масимова важна. Стоит также отметить, что личные профессиональные качества Масимова важны с точки зрения реализации конкретных задач, которые определил как приоритетные президент страны. Поэтому его назначение премьер-министром еще раз показывает как под руководством конкретных персон те или иные государственные ведомства обретают стиль, вес и функцию», - говорит политолог.

По словам Косназарова, дополнительным преимуществом Масимова может быть его предыдущее место работы. Как считает эксперт, Масимов после работы в администрации президента «гораздо легче будет координировать работу министерств и подчиненных правительству ведомств». «Возможность прямого выхода на президента страны позволит в гораздо меньшие сроки консультироваться с администрацией, выстраивать позицию и принимать решения», - поясняет эксперт.

Несколько иную версию событий высказывает директор «Группы оценки рисков», кандидат политических наук Досым Сатпаев. По его мнению, Ахметов мог быть вытеснен Масимовым в «результате межэлитных конфликтов и трений».

«Уже в прошлом году были предположения, что информационная волна против Ахметова инициирована администрацией президента. Тогда ее возглавлял как раз Карим Масимов, который сейчас стал новым-старым премьером. Казахстанская политика кулуарная, теневая. Многие кадровые перестановки связаны с разборками внутри элит», - говорит политолог.

Что же касается причин возвращения Масимова на пост премьер-министра, то Сатпаев полагает, что это может быть одним из шагов по укреплению вертикали власти. Нарсултан Назарбаев ставит во главу ключевых властных институтов страны наиболее близких людей, стабилизируя систему в преддверие смены лидера страны.

«Мы уже некоторое время наблюдаем концентрацию экономических, политических и информационных ресурсов под контролем разных структур и разных влиятельных фигур. Например, буквально недавно спикером Сената снова стал Касым-Жомарт Токаев. Теперь Масимов вернулся на пост премьера. Можно отметить еще одну интересную кадровую перестановку: недавно дочь президента Дарига Назарбаева стала вице-спикером нижней палаты парламента и возглавила фракцию партии «Нур Отан» (занимает 83 из 107 мандатов Мажилиса – ред.). Это серьезное повышение. В будущем она, возможно, станет спикером нижней или верхней палаты. Я думаю, все это имеет непосредственное отношение к подготовке смены власти», - поясняет политолог.

По мнению Сатпаева, сложность операции «Преемник» в Казахстане не в поиске самого преемника, а в подготовке страны к смене власти.

Допускает, что перестановки могут осуществляться в рамках подготовки к транзиту власти и Косназаров.

«Касательно вопроса о возможной кандидатуре преемника Назарбаева, то заметно, что Карим Масимов усилился. Это не столько обусловлено переходом на новую работу, сколько доверием президента к нему, - объясняет политолог. – Но это ни в коем случае не должно означать, что он будет следующим президентом в пост-назарбаевскую эпоху».

Иного мнения придерживается Юрий  Солозобов. Он призывает воздержаться от конспирологии.

«В Казахстане есть традиция возвращаться на определенное место. Идет кадровая ротация и человек, который себя зарекомендовал, занимает освободившееся место. Например, нынешний посол в России Марат Тажин был четырежды секретарем Совета Безопасности, столько же раз Генеральным секретарем (аналог министра иностранных дел – ред.), дважды возглавлял Комитет национальной безопасности. Это связано с его аналитическими способностями. Он зарекомендовал себя как хороший, стратегически мыслящий управленец. И никто не спрашивал, кого из него готовят», - говорит Солозобов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
4 апреля / 03:03
В Казахстане есть традиция возвращаться на определенное место
Решение комплексно сложных задач в новой обстановке требует сильного, компетентного лидера {Читайте далее}
Солозобов Юрий Михайлович, директор по международным проектам Института национальной стратегии
4 апреля / 03:08
Казахстанская политика кулуарная, теневая
Многие кадровые перестановки связаны с разборками внутри элит {Читайте далее}
Сатпаев Досым Асылбекович, директор «Группы оценки рисков», кандидат политических наук
4 апреля / 03:12
Роль Масимова как кризис-менеджера очень важна
С учетом экономической и международной конъюнктуры потребность в быстрых и выверенных решениях только возрастает {Читайте далее}
Косназаров Данияр , эксперт Института Евразийских исследований, магистр международных отношений японского университета Цукуба
тэги
читайте также
колонка