Решение комплексно сложных задач в новой обстановке требует сильного, компетентного лидера.
С чем связана смена правительства?
Ответ дал сам Назарбаев. По его словам, у нас складывается сложная геоэкономическая, геополитическая обстановка, требует решения «Программа 2050», есть программа по активной индустриализации. Решение этих комплексно сложных задач в новой обстановке требует сильного, компетентного лидера, коим себя не раз уже проявлял Карим Масимов.
Ахметов тоже неплохой руководитель, но в число блестящих он не попал - он крепкий середняк. Сейчас перед ним поставлены другие интересные задачи. Он должен восстановить оборонную промышленность Казахстана. В частности, у Казахстана есть все возможности налаживания патронного производства: для этого есть медь, добывается свинец, есть ртуть для капсюлей, есть хлопок для бездымного пороха.
Россия, Белоруссия и Казахстан представляют единый экономический организм. Сейчас в виду того, что на Россию были наложены санкции [США и Евросоюза] и ей потребуется восполнение очень многих вещей: индустриальной продукции, продукции двойного назначения. Например, в Россию завозится до 80% потребляемых в стране лекарств. А в Казахстане несколько лет назад Назарбаев поставил задачу на 90% обеспечить внутренний рынок собственными фармацевтическими производствами. Казахстан может экспортировать эти товары в Россию. Обеспечение этого – одна из новых задач правительства.
А министерство обороны в Казахстане вообще имеет влияние?
В Астане здание Минобороны стоит напротив здания МИДа. У Казахстана неспокойные южные соседи, происходит вывод войск НАТО из Афганистана, что чревато последствиями, непонятно, как будет происходить распределение вооружений НАТО между государствами Центральной Азии, не исключены террористические угрозы. Кроме того, страна, в которой можно добывать всю таблицу Менделеева, запасы нефти и газа, плюс стратегическое расположение не может не привлекать внимание. Поэтому министерство очень важное.
Назарбаев стратег и реалист. Сейчас, когда появилась угроза, он поставил задачу восстановить оборонную промышленность, усилить обороноспособность страны на западе: оградить страну от проникновения ваххабизма со стороны Дагестана, Азербайджана, Ирана. На юге – это транзит наркотрафика, угрозы, связанные с предстоящей сменой власти в Узбекистане.
Многие говорят о том, что Масимов – это преемник Назарбаева, и именно поэтому он возвращен на пост премьер. Как вам кажется?
В Казахстане есть традиция возвращаться на определенное место. Идет кадровая ротация и человек, который себя зарекомендовал, занимает освободившееся место. Например, нынешний посол в России Марат Тажин был четырежды секретарем Совета Безопасности, один раз Госсекретарем (аналог министра иностранных дел – ред.), дважды возглавлял Комитет национальной безопасности. Это связано с его аналитическими способностями. Он зарекомендовал себя как хороший, стратегически мыслящий управленец. И никто не спрашивал, кого из него готовят.
Кроме того, я хочу напомнить, что не так давно Назарбаев предлагал поменять название страны на Казак ели, что означает «страна казахов». Так он хотел подчеркнуть, что казахи – это основной этнос. А Масимов - уйгур. Я думаю, что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что он может вызвать определенное недовольство в этнической среде.