Сегодняшние заявления президента России Владимира Путина об отводе российских войск от границ Украины и министра иностранных дел Сергея Лаврова о положительной реакции Москвы на проводимые на Украине «круглые столы» означают, что официальная Москва продолжает всячески поддерживать первые попытки организовать на Украине переговоры между новыми киевскими властями и бунтующими против них силами самообороны Юго-Востока. В связи с этим часть экспертов, опрошенных Центром политического анализа, полагает, что прекращение российских военных учений на границе с Украиной – это политический сигнал либо будущему президенту Украины, либо Западу. Впрочем, другие опрошенные нами эксперты уверены, что ничего особенного в действиях Кремля нет, и Россия лишь продолжает придерживаться избранной изначально линии поведения.
Напомним, на Украине состоялись уже два «круглых стола национального примирения». Первый прошел в Киеве, второй - в Харькове. В ходе последнего «круглого стола», куда были приглашены, в том числе, сторонники федерализации Украины, и.о. премьер-министра Арсений Яценюк заявил о готовности провести эксперимент и предоставить Луганской и Донецкой областям экономическую самостоятельность.
В Кремле поддержали организацию таких дискуссионных площадок. Как говорится на сайте главы государства, «президент России приветствует первые контакты между Киевом и сторонниками федерализации с целью налаживания прямого диалога, в котором должны принять участие все заинтересованные стороны».
Поддержал «круглые столы» и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
«Мы всегда выступали за налаживание взаимодействия Киева и сторонников федерализации Украины. Карательная операция, использование армии против населения не помогают для создания условий национального диалога, — считает он. - Несмотря на все несовершенства, это шаг (проведение «круглых столов» – ред.) в правильном направлении». Глава МИД России добавил, что попытки ограничить участие представителей Юго-востока в «круглых столах» должны быть пресечены.
Эксперты оценивают значение этих сигналов по-разному. В частности, ведущий научный сотрудник ФГУ РАНХиГС, член Научного совета Российской ассоциации политической науки, член Российской ассоциации международных исследований Сергей Беспалов полагает, что Москва руководствуется тактическими соображениями. Прежде всего, так Кремль дает понять, что не желает дальнейшего ухудшения отношений с Западом.
«В сложившейся ситуации Россия заинтересована в смягчении конфронтации даже не столько с Украиной, сколько с Западом, потому что санкции оказались достаточно неприятными. Так что снижение напряженности в отношениях с Западом является важной задачей для руководства страны. Учитывая это, последние действия вполне логичны», - говорит эксперт.
Заявление о поддержке «круглых столов», полагает эксперт, это лишь бонус к новости об отводе войск, чтобы усилить ее эффект. Кроме того, таким образом Москва заранее начинает выстраивать отношения с Петром Порошенко «на случай его неминуемой победы» на выборах президента Украины 25 мая.
Директор Центра либерально-консервативной политики им. Столыпина и Струве Александр Казаков предполагает два мотива для заявлений пресс-службы Кремля и Лаврова.
Во-первых, это может быть предупреждением нынешним, временным властям в Киеве о недопустимости усугублять ситуацию на Юго-Востоке.
«Порошенко необходимо дистанцироваться от преступлений временного правительства. Турчинов не дурак и понимает это, поэтому в его интересах залить кровью Юго-Восток, чтобы дистанцироваться от этого не мог уже никто, чтобы поделить ответственность с будущим президентом, - поясняет эксперт. - Так что сегодняшнее сообщение кремлевской пресс-службы [о поддержке «круглых столов» и отводе войск] – это сигнал к тому, что не надо усугублять. Отвод войск – это снятие возможных поводов, чтобы Киеву не на что было потом сослаться».
По второй версии Казакова, так Кремль начинает диалог с Порошенко, который, скорее всего, будет избран президентом 25 мая. «Можно предположить, что некоторые действия Путина могут быть продиктованы более отдаленным будущим. То есть, это сигнал Порошенко, чтобы он тоже приложил усилия [к стабилизации ситуации на Юго-Востоке]», - считает Казаков.
Впрочем, не все уверены, что в заявлениях Кремля и МИД стоит искать какую-то особенную подоплеку. Например, эксперт по вопросам территориального и регионального планирования и развития, главный редактор Восточного агентства OSTKRAFT Станислав Стремидловский связи между новостями об отводе войск и поддержке «круглых столов» не видит. Учения – это плановое событие, а поддержка переговоров укладывается в первоначальную линию Кремля, считает Стремидловский.
«То, что об этом объявляет и Лавров и пресс-служба Кремля – это сигнал, что в позиции российского руководства нет расколов, на что, может быть, рассчитывали на Западе. Единая позиция есть, и она совершенно однозначна. Это демонстрация, что есть единая линия и ее придерживаются. Причем она носит не тактический, а стратегический характер», - заключает политолог.