Все это укладывается в одну линию, которую Москва ведет по отношению к украинским событиям.
Связаны ли между собой отзыв войск от границ с Украиной и заявление Кремля о поддержке начавшегося переговорного процесса Востока и Запада Украины? Как стоит понимать эти сигналы?
Связи между этими новостями я не вижу, поскольку сроки проведения учений закончились, о чем было объявлено заранее. То есть это плановое событие. Кроме того, в районе 25 мая начинаются еще одни учения, которые тоже будут проходить возле украинских границ. То есть это рутинная работа Министерства обороны.
Что же касается заявления Лаврова и пресс-службы Кремля по переговорному процессу, то все это укладывается в ту линию, которую Москва ведет по отношению к украинским событиям. Она заключается в том, что украинцы должны договориться друг с другом. А нюансы могут быть связаны с тем, кого на Украине считать субъектом переговорного процесса. Если говорить о Юго-Востоке, то Киеву придется выйти на привлечение к переговорам неких местных политиков-представителей Луганской и Донецкой народных республик.
При этом стоит отметить, что в переговорах не участвуют представители днепропетровского олигарха Игоря Коломойского. Это интересный нюанс, потому что на Украине все чаще раздаются голоса, призывающие присмотреться к тому, что он делает. Фактически, на деньги Украины он формирует свое частное квазигосударство.
Какой же тогда был смысл делать заявления сразу и от Кремля и от Лаврова? Очевидно же, что на некий эффект был расчет.
То, что об этом объявляет и Лавров и пресс-служба Кремля – это сигнал, что в позиции российского руководства нет расколов, на что, может быть, рассчитывали на Западе. Единая позиция есть, и она совершенно однозначна. Это демонстрация, что есть некая единая линия и ее придерживаются. Причем она носит не тактический, а стратегический характер.