3 декабря, вторник

Тезисы о глобализме – 7. Потребительское общество, инфантилизация

01 ноября 2024 / 20:18
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Люди потребляют все больше и больше. Это органичное свойство современного мира, превратившегося в супермаркет. Потреблять все больше и больше – вот цель посетителя такого супермаркета. Так качество жизни стало сверхценностью глобализированного мира.

Парадокс: на практике это означает, что вещь больше не представляет ценности. Важнее процесс приобретения, покупка. В работе «Общество потребления: его мифы и структуры»[1] французский философ Жан Бодрийяр указывает, что потребительский социум — это «общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура». Где «даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита». Мнимое изобилие приводит лишь к большему потреблению, что, в свою очередь, создает условия для появления дефицита: денег, ресурсов, людей, чувств.

Раньше человек производил реальные вещи — будь то каменный топор или корону Российской империи. В глобальном мире он не производит ничего, даже работая на заводе, кроме цифр. Большую часть вещей он покупает за настолько же эфемерные деньги. Вещь не должна жить долго. Более того! Вещь обязана регулярно ломаться так, чтобы невозможно было ее починить, и заставить потребителя приобрести новую вещь. Сломался смартфон — покупай новый, более продвинутый. Об этом кричит реклама, про это говорят серьезные маркетологи.

Гиперпотребление порождает проблемы самого разного рода. Очевидная — проблема свалок. Как говорил в 2019 году Президент РФ Владимир Путин, «мы генерируем ежегодно 70 миллионов тонн отходов, 70 миллионов. На самом деле никто не занимается в таком промышленном смысле переработкой этих отходов… Усугубляется это ещё и тем, что у нас общество превратилось всё-таки в значительной степени в общество потребления. Новые упаковки появились, кроме бумаги упаковочной или картона много пластика сейчас применяется. В Тихом океане целые острова величиной со среднюю европейскую страну образовались».

Помимо свалок, в обществе потребления проявляется целый ряд проблем морального характера. Жадность, зависть, гордыня – смертные грехи, и все они получают питательную среду от социума, настроенного на гиперпотребление. Не столь заметная всем проблема — безответственность. Презрение к человеческому труду всегда порицалось, но теперь мы превращаемся в вечных подростков. То, что сделал неизвестный нам лично китаец или даже наш соотечественник на фабрике в соседней области — нас совсем не интересует. Плоды их труда больше не представляют ценности. Все теперь можно в любой момент заказать на маркетплейсе.

Плохо это или хорошо, но это приводит к тому, что большая часть человечества превращается в наивных подростков — они не создают материальные ценности, они готовы их только потреблять.

Мышление членов такого общества потребления упрощается, сводится преимущественно к тому, что язвительно называется по-русски «потреблядством». У братьев Стругацких в известной повести «Понедельник начинается в субботу» был персонаж Выбегалло, который произвел на свет желудочно-неудовлетворенного кадавра. Тот обожрался и лопнул. Тогда он произвел целиком «удовлетворенного» кадавра. Ему резонно возразили: «Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время». Выбегалло никак не мог взять в толк, что истинный человек не столько потребляет, сколько думает и чувствует. Мы, как наивные дети, продолжаем потреблять и все ближе становимся к кадавру.

 

[1] Москва, издательство «Республика», 2006.


тэги
читайте также