Единый госэкзамен должен перестать быть предметом политической дискуссии — в первую очередь это тема для обсуждения внутри семьи. Общественная палата РФ уже добилась того, что губернаторов больше не оценивают по результатам госэкзаменов в регионе.
Уровень преподавания в стране необходимо выравнять
Сегодня общественники и активисты ОНФ настаивают на том, что баллы по ЕГЭ не могут быть единственным критерием при сравнении общеобразовательных школ. Сложно сравнивать образовательные результаты выпускников лицеев и гимназий, которых набирали по конкурсу в восьмые классы, с результатами учащихся обычных школ. Тем не менее, если говорить абсолютно профессионально, лицеисты зачастую хорошо владеют предметным материалом, а вот с общим развитием ситуация у них не такая радужная. Выбор школы зависит от пожеланий семьи. Государство же, в свою очередь, должно предоставлять родителям полную информацию о том, какие возможности предлагает то или иное общеобразовательное учреждение.
Ведь главные проблемы российского образования кроются в качестве преподавания. Нужно помнить, что ЕГЭ изначально вводился для объективного оценивания знаний выпускников. Раньше результаты школьных выпускных экзаменов в разных субъектах отличались существенно: пятёрка в одном регионе была равна тройке в другом. Сейчас мы решили эту проблему и можем сопоставить уровень образования как в разных субъектах, так и в конкретных школах. Другое дело, что уровень преподавания продолжает отличаться.
Я в течение восьми лет курировала 2горячую линию" Общественной палаты РФ по вопросам ЕГЭ, и довольно часто общественникам поступали жалобы на то, что в небольших населённых пунктах не хватает учителей-предметников.
Из-за этого образовательная организация просто не может подготовить школьника к ЕГЭ в рамках уроков. Поэтому единственным выходом для родителей остаётся нанимать репетиторов. Эту задачу нам ещё предстоит решить: нужно либо синхронизировать школьные программы, либо выравнять уровень преподавания в целом по стране.
Образованию в сёлах поможет программа «мобильный педагог»
Полагаю, что решить проблему нехватки педагогических кадров в сёлах поможет программа «мобильный педагог». Её суть в том, что городские учителя, преподающие дефицитные для посёлков школьные дисциплины, ездят по региону и ведут уроки сразу в нескольких сельских школах. Так, в Пермском крае «мобильных педагогов» для быстроты передвижения уже снабдили автомобилями.
Небольшим населённым пунктам катастрофически не хватает и инфраструктуры для дополнительного образования. Хотя о необходимости развития системы технических кружков, творческих студий и спортивных секций говорил ещё президент в своём послании Федеральному Собранию. Я являюсь сторонником превращения сельских школ в социокультурные центры, в которых у ребят была бы возможность в том числе получать дополнительное образование.
Отдельная тема — занятия спортом. В стране вот уже три года ведётся программа ремонта спортивных залов в сельских школах. За это время было восстановлено более двух тысяч объектов. Но мы только в начале пути, главное, чтобы финансирование на сельские школы выделялось регулярно.