21 ноября, четверг

Русское оружие Made in India

03 ноября 2016 / 12:01
военный обозреватель ТАСС

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин объясняет, почему наши западные партнеры лгут о том, что Россия теряет рынок вооружений Индии, и рассказывает о том, как развивается российско-индийское оборонное сотрудничество.

Индийское министерство обороны опубликовало официальное сообщение о поставках в страну иностранной военной техники. Оказалось, как передает из Нью-Дели корреспондент ТАСС, что первую строчку среди партнеров Индии по военно-техническому сотрудничеству уверенно занимает Россия. С 2012–2013 по 2014–2015 финансовый год, который начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта, Москва отправила индусам свою боевую технику на 340 миллиардов рупий (более 5 миллиардов долларов). На втором месте по этому показателю идут США. Они за это время заработали на индийском рынке 300 миллиардов рупий или 4,4 миллиарда долларов.

Такая же ситуация и с заключенными оружейными контрактами. Из 67 соглашений на закупку вооружений с зарубежными странами 18 принадлежат России, 13 — Соединенным Штатам и шесть — Франции. Утверждения западных аналитиков, что «Россия теряет индийский рынок», «Сотрудничество Дели с Москвой уходит на задний план» и другие подобные заявления, вынесенные в заголовки американских и европейских СМИ и подкрепленные так называемыми аналитическими докладами исследовательских центров США, таких, как Stratfor, оказались, как и следовало ожидать, очередным блефом. Средством недобросовестной конкурентной борьбы или, если придать этому явлению более острое звучание, продолжением информационной войны против нашей страны.

Правда, никакого сюрприза в официальном сообщении министерства обороны Индии о лидерстве российских производителей вооружения и боевой техники на местном оружейном рынке для отечественных специалистов не было и нет. Более 70 процентов танков, самоходных артиллерийских установок, реактивных систем залпового огня, истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, самолетов дальнего радиолокационного обзора и наведения, вертолетов, авианосцев, фрегатов, атомных и дизельных подводных лодок, ракетных кораблей, береговых систем обороны, стоящих на вооружении индийских сухопутных войск, ВВС и ВМС — российского и советского производства. И по сегодняшний день 40 процентов боевой техники в индийской армии, сделано в России или собрано по российской лицензии на местных заводах. В авиации эта доля составляет 80 процентов, на флоте — 75. Поэтому говорить о том, что Россия теряет индийский рынок или ее кто-то теснит в этой стране — проявление некомпетентности или преднамеренной лжи. Но и нелепо претендовать на российскую монополию в военно-техническом сотрудничестве Индии с зарубежными странами. Ее никогда не было, нет, и она ни к чему. Ни Дели, ни Москве.

И когда Россию в западных СМИ упрекают со злорадством, что она проиграла индийский тендер на поставку Дели ударных вертолетов, никогда не вспоминают, что перед этим Индия купила у России полторы сотни транспортных вертушек Ми-17В-5 и собирается производить на своих заводах 200 штук российских легких вертолетов-Ка-226Т или интересуется нашим зенитно-ракетными комплексами С-400, «Тор-М2КМ», ракетно-пушечным «Панцирем-С1» и другим стреляющим и защищающим страну «железом». Видимо, доводить такую информацию до западной общественности почему-то не выгодно.

Другое дело, что индийское руководство поставило перед своей армией и оборонно-промышленным комплексом принципиальную и, по-своему, амбициозную задачу. Один из ее принципов — диверсифицировать закупки боевой техники или, другими словами, не класть все яйца в одну корзину, избавиться от зависимости от одной страны, пусть даже такой дружественной, открытой и ответственной, как многолетний партнер Индии — Россия. Второй принцип, на котором сегодня настаивает и который активно пропагандирует премьер Индии Нарендра Моди, нужно не закупать за рубежом боевую технику, а производить ее на местных предприятиях. Вооружать собственную армию самыми передовыми системами оружия и обеспечения боя, а также покупать лицензии и технологии их производства, выпускать все это на индийских заводах, укрепляя и совершенствуя таким образом местных оборонно-промышленный комплекс и создавая задел для выхода на международные рынки вооружений, для получения экспортных заказов для третьих стран.

С воплощением в жизнь обоих принципов есть определенные сложности. И хотя с первым у Нью-Дели дела обстоят более или менее нормально. Несколько оружейных контрактов с США и Францией, которые мы уже упоминали, а также с Германией, Израилем и даже с Бразилией говорят сами за себя. Как и тендеры, которые выигрывали наши конкуренты. Но не всегда их реализация соответствует тем требованиям, которые закладывали в конкурс индийцы. И пример с французским многофункциональным истребителем Rafale тут особенно ярок. Как знают специалисты, тендер 2012 года на поставку в Индию 126 истребителей общей стоимостью в 10 миллиардов долларов, в котором участвовало пять авиационных проектов, в том числе американские F-16 и F-18, а также российский МиГ-35, выиграли французы.

По его условиям победитель должен был поставить часть самолетов в индийские ВВС со своих заводов, а все остальные, гораздо большую часть произвести на индийских предприятиях, передав им не только лицензию, но и свои технологии. Но фирма Dassault Aviation, создатель «Рафаля», категорически отказалась передавать индийцам и лицензию, и технологии. Более того, подняла цену на свои истребители в три раза. И до сих пор, несмотря на многолетние переговоры между Дели и Парижем, на визиты в ту и в другую столицу премьера Индии и президента Франции, на согласие индусов закупить не 126 истребителей, а только 36, невзирая на подписанные по этому поводу контракты, поставки самолетов в Индию так и не начались. Стороны никак не согласуют цену на эту машину.

Спор идет вокруг одного миллиарда долларов. Французы ходят получить 9 миллиардов, индусы настаивают на 8. Интересно при этом, что 40 многофункциональных истребителей Су-30МКИ, которые Индия покупает у России в дополнение к тем 210 аналогичным машинам, которые уже стоят на вооружении ВВС страны и которые собираются из российских машинокомплектов в индийской корпорации HAL, обойдутся в 3 миллиарда долларов. И это не демпинг Москвы, а цена долговременного и продуктивного партнерства, которое продолжается между двумя странами уже на протяжении почти что шестидесяти лет.

Россия — единственное государство в мире, которое приняло в системе военно-технического сотрудничества с Индией объявленный премьером Моди принцип «Made in India» как руководство к действию.

Мы уже упоминали многофункциональный истребитель Су-30МКИ. Он был создан на российском предприятии «Иркут» специально для Индии. И буква «И» в его названии на это конкретно указывает. Причем, производство этого самолета, где на борту присутствует французская, израильская и индийская авионика, развернуто на индийских предприятиях по российской лицензии и на наших технологиях. Пока полностью освоить ее индийские специалисты не могут, и часть компонентов самолета им поставляется из России, но с каждым годом эта доля все уменьшается, выводя Индию в число ведущих мировых авиационных держав.

Примерно такая же история и с танком Т-90С. Эта машина разработана на «Уралмашзаводе», поставляется и в Российскую армию. Но Индия первый заказчик на нее. Причем, она не только покупает танк «Владимир», как его называют в войсках, но и производит на своих предприятиях. Опять же по российской лицензии и при поставках определенной части машинокомплектов с российских заводов. В индийской армии уже около 350 танков Т-90С. Есть информация, что Дели хочет довести их количество до полутора тысяч. И это несмотря на то, что уже десять лет делает свой танк «Арджун», которым очень гордится. Но одно дело — танк для гордости и для парадов, другое — для боевых действий. И с «Владимиром» тут мало кто сравнится. Недавно боевики запрещенного в РФ Исламского государства распространили в youtube видеоролик, на котором продемонстрировали, как они стреляют по сирийскому Т-90С из американского противотанкового ракетного комплекса BGM-71 TOW. Лучше бы они этого не делали, — ракета попала в башню танка, но не причинила ему никакого вреда. Спасибо террористам за рекламу русского оружия, но автор слегка отвлекся от основной темы.

Принцип Made in India особенно ярко проявляется в российско-индийской сверхзвуковой противокорабельной ракете «БраМос». Создана она на основе отечественной ракеты П-800 «Оникс» или ее экспортного варианта «Яхонт» с участием индийских инженеров и конструкторов и носит название, составленное из имен двух рек Москвы-реки и Брахмапутры. Выпускают ракету на предприятиях Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии. Какие-то комплектующие делает ВПК «НПО машиностроения» из подмосковного Реутова, остальные — DRDO.

Индийцы ставят эту ракету на свои надводные корабли класса Talwar, кстати, построенные в России, на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и «Янтарь» в Калининграде, на модернизированные дизельные подводные лодки класса «Варшавянка», используют в качестве ракет системы береговой обороны, подвешивают на пилоны воздушных носителей — самолетов Ту-142, Ил-76 и Ил-38СД (все российского производства). Сейчас проходит испытание новая, облегчённая и укороченная версия ракеты для истребителя Су-30 МКИ. Дели очень гордится этим изделием и собирается поставлять его на экспорт в третьи страны. Планирует на его основе сделать гиперзвуковую ракету, в чем ему также помогают российские специалисты. И о подобных совместных проектах можно рассказывать еще очень долго.

Нельзя не вспомнить авианосец «Викрамадитья», модернизированный для Индии из российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», на котором дислоцируются отечественные истребители МиГ-29К\КУБ. О построенном на индийских верфях и спущенном на воду в прошлом году авианосце «Викрант», проект которого был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро Санкт-Петербурга, о тендере на строительство нового авианосца, который объявлен в Дели. Участие в конкурсе на его постройку принимают, кроме нашей страны, США и Франция, но специалисты божатся, что индийцы выберут нас. У нашего корабля есть одно, но самое весомое преимущество — мы готовы предоставить Индии не только сам авианосец, но и технологию его постройки.

А это, как считают отечественные эксперты, один из ключевых моментов в вопросе строительства корабля. Они напоминает, что США ни разу никому не передали собственных наработок. Известный в военных кругах журнал Defense News сообщил, что недавно Дели и Вашингтон обсуждали возможность сотрудничества в области технологий строительства авианосцев, но источники в Министерстве обороны Индии сказали, что соглашение не было достигнуто. Аналогичные сложности существуют с французами, которые, как мы знаем, не собираются делиться с индийскими специалистами даже технологиями производства истребителей Rafale, хотя обязаны это сделать по условиям выигранного ими тендера. А Россия не только готова построить сам авианосец и передать индийской стороне необходимые технологии, но и создать корабельный вариант истребителя пятого поколения, над которым сегодня Москва и Дели вместе работают. Кроме того, у них уже есть корабельный истребитель МиГ-29К, который готов для использования не только на «Викрамадитье», но и на любом другом авианесущем крейсере.

Авианосцы — не единственные боевые корабли, которыми Россия поделилась с Индией. Наша страна — единственная в мире, кто предоставил другому государству, а именно Индии, в аренду многоцелевую атомную подводную лодку К-152 «Нерпа» (проект 971 класс Щука-Б), индийцы называют ее Chakra. Вооруженная торпедами, она считается самой бесшумной среди аналогичных субмарин, «убийцей авианосцев». Моряки братской страны используют ее не только для освоения боевого мастерства, но и для изучения возможностей постройки такого же корабля на своих верфях. И, кстати, собираются взять в лизинг еще одну аналогичную АПЛ, которая строится сейчас на Амурском судостроительном заводе.

Такое беспрецедентное сотрудничество в военно-технической сфере России и Индии объясняется многими причинами. Одна из них такова, что на протяжении последних шестидесяти с лишним лет у нас никогда не возникало с Дели никаких серьезных противоречий. Вне зависимости от того, кто возглавлял ее правительство — консерваторы, демократы или представители партии национального конгресса. У нас всегда были открытые взаимоуважительные и искренние отношения дружбы и доверия друг к другу. Как говорят, и в радости, и в беде мы всегда были вместе. Так, уверен, будет и дальше. И когда сегодня за океаном или в Европе раздаются ревнивые и, скажем прямо, завистливые голоса, утверждающие, что сотрудничество в военной и военно-технической области и дружба между Москвой и Дели отходит на второй, а то и на третий план, над такими заявлениями можно только посмеяться.

Да, мы можем проиграть тот или иной тендер. По самым разным причинам. И потому, что индийцы хотя получить оружие другой страны, не только России. И потому, чтобы не создавать монополии и зависимости от одного поставщика. Но главное не победа, а тенденция, а она на стороне нынешнего и завтрашнего российско-индийского сотрудничества. И всем, кто надеется, что оно где-то зачем-то и почему-то оборвется, будем отвечать, как это принято в Одессе:

— Не дождетесь!

Мнение автора не всегда совпадает с официальной позицией агентства ТАСС.


тэги
читайте также