К празднику 23 февраля нынешнего года российская армия подошла в отличной форме, одной из наилучших за свою историю. Такое мнение высказал нам ряд военных экспертов и наблюдателей.
Состояние – отличное!
"Состояние наших Вооружённых сил одно из лучших за последние 25 – 30 лет, - подчеркнул один из виднейших военных обозревателей России Виктор Литовкин. - Сегодня наши вооружённые силы представляют собою сильную, мощную, мобильную и высокопрофессиональную армию. Она демонстрирует свою высокую боеготовность и боевое мастерство сегодня везде – и на учениях, и на международных военных соревнованиях, и в ходе антитеррористической операции в Сирии. Благодаря нашим вооружённым силам удалось сохранить Сирийскую Арабскую Республику как государство".
Сегодня российская армия, несмотря на то, что у неё 4 – 5 место в мире по бюджету, по уровню оснащённости, уровню боевой готовности боеспособности ничем не уступает армиям США и Китая - несмотря на громадный бюджет и большую их численность, отметил эксперт."В общем, сегодня с нашей армией обязаны считаться все – начиная от террористических формирований и заканчивая Соединёнными Штатами",- заявил Виктор Литовкин.
Последний аспект отдельно выделил в разговоре с Царьградом инспектор министерства обороны РФ, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Иван Васильев.
"После большого развала с 1991 года и до начала двухтысячных - не только в экономике из-за бандитской приватизации, но и в Вооружённых силах, - когда государство стало слабым, беззащитным и неуважаемым, сегодня наши армия и флот находится на подъёме, - подчеркнул он. - Мы стали сильны, и когда заявляем о своём собственном курсе, наше слово звучит авторитетно для всех. И в этом авторитете – немалая доля армии и флота, которые стали сильными и по-настоящему боеготовыми".
Армия – это престиж
"Вот если бы нам ещё и экономику так же поднять, и уровень жизни, и культуру, и воспитание молодёжи – больше и желать нечего было бы, - добавил, впрочем, адмирал. - Но и здесь сделан большой задел верными союзниками нашего государства – армией и флотом. Ведь они – и большой заказчик для промышленности, и идеология патриотизма, и кузница воспитания молодого поколения - всё в комплексе. Это меня очень радует. Появляется чувство гордости – а значит, мы становимся сильнее моральным духом, силой воли и подъёмом народным".
"Сегодня в армии служить престижно, - подтвердил Царьграду и Виктор Литовкин. - Внимание к ней государства очень высоко. Её полностью поддерживает общество. Опросы показывают, что сегодня армия и Церковь делят первое-второе место по доверию к ним людей".
"Офицеры стали, наконец, получать достойное денежное содержание и избавились от бича бесквартирья, которое прежде буквально душило армию, заставляло уходить лучших, - рассказал эксперт, отслеживающий состояние российской армии уже не первое десятилетие. - Сегодня офицеры возвращаются в армию. В прошлом году вернулось 11 тысяч офицеров. Конкурсы в военные училища – больше, чем во ВГИК: по 10 человек на место. А в некоторые вузы – как, например, в Рязанское воздушно-десантное училище или в Военный университет – доходит до 30 человек на место. Такого не было с советских времён!".
Оружие должно быть наукоёмким
Однако к настоящему времени российская армия характеризуется не только преодолением прежнего хронического безденежья, бытовых неурядиц и состояния постоянной борьбы "с обстоятельствами, которые её вообще не должны касаться", отмечают наблюдатели. В Вооружённых силах благодаря гособоронзаказу обеспечен сегодня выход на совершенно новые технические, а значит, и военные возможности.
Это подтвердил, в частности, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. По его словам, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса будет характеризоваться заметно большей наукоёмкостью, нежели сегодня. И это произойдёт буквально в следующем году."Новая программа вооружения (мы переходим на неё с 2018 года и до 2025 года будем по ней работать) — это уже программа интеллектуальных вооружений, робототехнических средств", - подчеркнул он.
Царьград недавно рассказывал о том, что к подобным средствам уже не только примериваются современные российские Вооружённые силы, но часть робототехнических комплексов уже проходит реальные войсковые испытания в Сирии.Это прежде всего – роботизированные устройства разминирования, поведал один из информированных наблюдателей, затем это различные дроны-БПЛА, а также системы связи, шифрования радиоэлектронной борьбы.
Судя по некоторым глухим сведениям о перспективных научных разработках, в весьма обозримом времени в оборонное производство придут "заказы и чертежи" на средства защиты на "новых физических свойствах и принципах", в частности, от воздействия электромагнитных импульсов, на "глушилки" для перспективных "нестандартных" средств связи, на оружие на соответствующей базе.
Целый ряд новых видов вооружений уже находится в стадии финальной разработки, а то и испытаний.
Например, ракеты
Да, например, ракеты. Об этом также заявил недавно Дмитрий Рогозин, подтвердив, в частности, приводившиеся и Царьградом сведения, что новые российские ракеты смогут преодолеть любую имеющуюся и перспективную ПРО США.
По словам вице-премьера, "это оружие скоро также появится в нашей армии". "Это оружие, которое способно преодолеть и сегодняшнюю, и завтрашнюю, и послезавтрашнюю противоракетную оборону США", - отметил Рогозин.
"Мы разорвём эту оборону, - посулил вероятному противнику вице-премьер, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс. - Она не представляет для нас на сегодняшний день, кроме провокации, серьезной военной угрозы".
Как удалось понять, речь идёт прежде всего о баллистической ракете "Сармат". Она – твёрдотопливная, то есть приводимая в состояние старта гораздо быстрее жидкостной. Она лёгкая – вдвое легче стоящей сегодня на вооружении МБР шахтного базирования Р-36М2 "Воевода" весом больше 200 тонн. Она оснащена как минимум 10 (а по некоторым отзывам, и до 15 боеголовками индивидуального наведения. Причём эти боеголовки способны лететь с гиперзвуковой скоростью, менять траекторию, прятаться среди ложных целей (т.е. имитировать ложную цель). А сама ракета сможет подлетать к цели с любого направления, хоть через Южный полюс и Мексику – в то время как американская ПРО глядит в основном на север, на Арктику, на Россию.
По словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергея Каракаева, "Сармат" должен поступить на вооружение уже через два года, в 2019-2020 годах. И главное даже не в том, что после этого станут беспомощными все три уровня американских ПРО – наземная система GBI, корабельный (в основном, пока, ибо дополняется базами в Румынии и Польше) комплекс Aegis, и оперативно-тактический THAAD. После этого достаточно будет долететь до Западного полушария всего парочке "Сарматов" и уронить всего по парочке боеголовок на промышленно-экономические центры на Восточном побережье, у Великих озёр и в Калифорнии – как о существовании американского государства можно будет писать только исторические обзоры. Иными словами, принцип ответного гарантированного уничтожения возвращается во всей своей холодящей неотвратимости даже при условии, что Россия не будет разменивать "Сарматы" ещё и на ликвидацию позиций устаревших МБР "Минитмен-3". А она, надо полагать, всё же несколько своих ракет на эти цели пустит.
Есть ещё три то ли вызова, то ли оселка для приложения сил и мозгов в Вооружённых силах и в российском ОПК, где сегодня виден зримый прогресс.
Сирия стала, как уже упомянуто, оселком для испытания не только новой, но и штатной военной техники. "Российская промышленность оперативно реагирует на замечания Минобороны по доработке образцов вооружения и военной техники по итогам применения в антитеррористической операции в Сирии, — с благодарностью отметил, например, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. – У нас нет замечаний к промышленности в этом плане".
Напомним, что министр обороны Сергей Шойгу говорил ранее о 162 образцах техники, проверенных в Сирии, по 10 из которых, однако, выявились недостатки, вызвавшие приостановку их закупок.
В высшей степени достойно показал себя даже экспортный, то есть не самый последний, вариант танка Т-90, снабжённый тоже не новейшей системой активной защиты "Штора-1". Не то чтобы он совсем не испытал попаданий вражеских зарядов (в частности, из американского TOW), но после них он сохранял не только целостность, но и боеспособность. Как оказалось, в одном случае слабым местом стал, скорее, экипаж, который поспешил оставить машину, не веря, что с ней ничего не будет. Однако на фоне уже более десятка ярко сгоревших в Ираке и Сирии американских "Абрамсов" и немецких "Леопардов" от этих опасений местные танкисты должны скоро переключиться на уверенное торжество…
От того, как себя показали русские самолёты, и особенно от того, как точно они умудряются бомбить, потекли слюнки у военных специалистов во многих странах мира. Закупки, видимо, последуют, но пока российские военные вместе с оборонщиками работают над устранением выявленных недостатков. О которых, впрочем, в подробностях не распространяются.
Зато моряки намекают, что по результатам использования авиации "Адмирала Кузнецова", будут загружать производственников не только доработкой аэрофинишёра, но и, возможно, модификацией нового МиГ-35 для корабельного использования. А то и совсем новой машины 5-го поколения ПАК ФА Т-50.
Наконец, и в Арктику пришла новая военная техника. Как раз на днях сообщали о её испытаниях. Заключаться они будут в том, что на новых армейских вездеходах (впрочем, продолжающих традиции легендарной советской антарктической "Харьковчанки", в свою очередь, созданной на шасси танка Т-54) военным предстоит пройти по тундре и по льду океана от посёлка Тикси до острова Котельный и обратно. При этом в ходе такого марша предстоит оценить не только решения для арктической военной техники, но и пригодность арктического обмундирования, средств защиты от холода, топлива для машин, необходимого прочего оборудования.
Эта тематика важна не только тем, что Арктика, в отличие от других направлений, никогда особенно защищена не была, кроме разве что лёгкой завесы пограничников. Да оно и не нужно было: сухопутным силам в этом регионе вряд ли когда-нибудь в обозримой перспективе предстоит участвовать в полномасштабных боевых действиях. Но, во-первых, утверждают военные специалисты, современные бои всё больше превращаются в стычки небольших хорошо вооружённых подразделений "спецназёрского" типа – а таким, при надлежащей подготовке, и лютые морозы не сильная помеха. А во-вторых и в-главных, Арктика становится ареной противостояния самых разных претендентов на её природные ресурсы – и у России есть тут дискуссии с Канадой и даже с мелкой Данией. А потому она на всякий опасный случай просто обязана сохранять тут нынешнее военное преимущество. Неприятно будет, если Дания заявит претензии на Северный полюс, а ей нечего будет противопоставить…
А должно быть по рецепту адмирала Васильева - когда мы заявляем о своём собственном курсе, наше слово должно звучать авторитетно для всех!