В среду, 22 июня, Центр изучения кризисного общества Центеро опубликовал доклад «Китайская военная мощь как новый фактор мировой политики». Эксперты утверждают, что экономический рост Китая в прошлом удался благодаря снижению и замораживанию военных расходов.
В Китае не существует формализованной военной доктрины западного типа. Более того, в китайском стратегическом мышлении политика и военное искусство гораздо более явно разделены по смыслу, чем в западном. Знаменитый афоризм К. фон Клаузевица «война есть продолжение политики другими средствами» совершенно не вписывается в китайскую военную культуру.
Экономический рост 1980–1990-х гг. был достигнут в том числе за счёт значительного снижения и последующего замораживания военных расходов. Не случайно Народно-освободительная армия находилась на последнем месте в списке «четырёх модернизаций» Дэн Сяопина. Только в конце 1990-х годов на военное строительство стали выделяться по-настоящему серьёзные материальные ресурсы, объём которых возрастал примерно на 10% ежегодно.
Национальная военная промышленность является наиболее слабым местом китайской военной машины.
Крупнейшие импортёры нефти по данным на 2014 г. (млн баррелей в сутки)
В результате реформ 1990-х гг. Китай начал последовательно выстраивать экономику двойного назначения, в которой гражданский сектор выступал в качестве технологического донора и резерва военно-промышленного комплекса. Долгосрочной стратегической целью Китая является создание экономики с военно-гражданской технологической синергией, но при этом с кадровой военно-индустриальной базой, возможности которой качественно приближались бы к возможностям американского ВПК.
Военно-административная реформа 2016 года
Китайская практика массового производства «приемлемо эффективного вооружения» до некоторой степени является вызовом для США, поскольку стремительное удорожание современной военной продукции делает всё более затруднительной компенсацию недостаточного количества вооружения за счёт его более высокого качества.
По ядерному потенциалу сегодня Китай является третьей после США и Россией ядерной державой. И, помимо России и США, это единственная страна, которая обладает возможностями быстрого наращивания ядерной мощи.
Зона поражения ракетных войск КНР
В своей ядерной политике Китай придерживается принципа отказа от нанесения первого удара. Исторически китайские ядерные силы поддерживались на низком уровне боеготовности. Ставка делалась на то, что даже после гипотетической первой атаки, которой подвергнется Китай, для ответного удара уцелеет хотя бы несколько ракет и боеголовок.
Распад СССР значительно изменил приоритеты китайской большой стратегии. Поскольку со стороны континента Китаю более не угрожает вторжение первоклассной сухопутной армии, фокус внимания стратегического планирования сместился в сторону моря.
Китай исходит из предположения, что любой серьёзный конфликт Пекина и Тайбэя вызовет вмешательство США. Для того чтобы парировать подобное вмешательство, Китай обратился к национальному варианту «стратегии непрямых действий».
Создание на побережье мощной системы ПВО, строительство многочисленного «москитного флота», способного при поддержке береговой авиации действовать в ближней океанской зоне, а также развёртывание в районе Тайваньского пролива сотен баллистических и крылатых ракет в обычном снаряжении позволяют китайцам держать под ударом практически все американские базы в западной части Тихого океана и серьёзно препятствовать действиям американского флота в омывающих Тайвань акваториях, благодаря чему китайские вооружённые силы достигают цели стратегической изоляция острова.
Военные бюджеты Китая и сопредельных государств
по состоянию на 2014 год в млрд долл.
Вследствие глубокой интеграции Китая в подконтрольную США мировую экономическую систему внутри американской политической элиты ещё не сформировалось чёткого представления о реальности китайского соперничества. Непонятно, как далеко должен зайти процесс усиления Китая, чтобы в отношении Поднебесной в американской политической элите сформировался такой же консенсус, какой существовал в отношении СССР в годы Холодной войны.