Ответные санкции России, связанные с запретом большого перечня продукции животноводства, вызвали прилив оптимизма у российских производителей.
«Аккуратные» ответные санкции России, связанные с запретом большого перечня продукции животноводства и селькохозпродукции Евросоюза, США и Канады, а также ряда других стран, вызвали прилив оптимизма у российских производителей. Проблема, впрочем, выходит за рамки собственно национального производства, импортозамещения и диверсификации импорта. Большинство российских продуктов еще не стали брендами, что для потребления имеет принципиальное значение.
Отметим, что практически все иностранные (прежде всего западные) бренды пришли на российский рынок в условиях отсутствия потребительского опыта у населения.
Сегодня ситуация в корне изменилась: предложение превышает спрос, разнообразие потеряло новизну, повысились требования к качеству, появилась ностальгия по собственным (советским) брендам. Хотя, похоже, западные бренды для части нашего общества судя по «голодным» истерикам в интернете, имеют этическую (или идеологическую) ценность.
В условиях современного потребления, год, на который будут действовать ответные санкции, при системной работе — достаточно большой срок. За это время новые бренды могут вытеснить старые и наоборот. Напомним, что подобным образом в свое время исчезли с российского рынка молдавский и грузинский алкоголь, который был немедленно вытеснен европейскими марками.
Российский производитель получил годовое окно возможностей не только для наращивания производства, но и создания полноценных отечественных брендов на материальном (продукт) и нематериальном (образ, ассоциации, доверие
Конечно, было бы ошибочно заниматься шапкозакидательством, проблем в российском сельхозпроизводстве еще очень много, и Россия еще долго будет испытывать последствия разрушительных неолиберальных реформ.
Система только начинает меняться, приспосабливаясь к новым условиям.
В прежнем виде те же региональные элиты и торговые сети никогда бы не пошли на уступки по отношению к собственным брендам. Фактически именно благодаря санкционным войнам Россия получила возможность создать конкурентные условия для собственного производителя.
Национализация потребления происходит вопреки сложившийся конъюнктуре, для большинства экономических субъектов современной России — вынужденно. Не следует обольщаться, вопреки благоприятному общественному мнению продвижение российских брендов будет чрезвычайно трудным. У российского производителя нет достаточных ресурсов, а главное — нет патриотически-ориентированного менеджмента.
За год российский производитель будет только, что называется, приходить в себя. Для того чтобы по-настоящему приступить к брендингу у него не будет возможностей, сопоставимых с западными брендами. Кроме того, ответные санкции со стороны России могут быть и отменены.