Высокопоставленные чиновники и официозные аналитики озабоченно обсуждают прогнозы курса доллара США, и как он может повлиять на экономику России.
Но сначала давайте начнём с уточняющего вопроса: как сегодня определяется курс доллара США по отношению к российскому рублю? А следом сразу возникают новые вопросы.
Порядок установления курса национальной валюты к иностранным валютам постоянно изменялся.
В СССР курс советского рубля по отношению к мировым валютам устанавливался директивно. Но это не имело никакого отношения к экономическим показателям и состоянию экономики СССР по сравнению с другими странами, например, сопоставления национальных экономических показателей (ВВП, доход на душу населения и т.п.). Иными словами, эти курсы валют не имели обоснованного экономического содержания.
В СССР газета «Известия» ежемесячно публиковала информацию о соотношении курса советского рубля и иностранных валют. Это была совершенно бесполезная информация, потому что никакой иностранной валюты, особенно долларов США и британских фунтов стерлингов, 99,9% населения СССР не только не имели, но и в глаза не видели.
Но надо понять принцип: эти курсы устанавливало правление Государственного банка СССР. Каким образом оно так делало, трудящимся массам СССР не объясняли. Установили – и всё.
А вот с начала 1990-х годов, с начала рыночных отношений и долларизации экономики России, курс доллара устанавливался по итогам валютных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Курс определялся спросом на валюты со стороны российских покупателей – банков и компаний. Хотя потом биржа изменила своё название и стала Московской биржей, но принцип установления курса доллара США и других валют по отношению к рублю сохранился.
Появились возможности манипулирования курсом доллара в интересах отдельных покупателей или продавцов. Поэтому периодически происходили малопонятные для непосвящённых скачки и обвалы валютных курсов рубля на бирже, типа «чёрного вторника» 1994 года, что позволяло заинтересованным лицам из числа руководителей ММВБ и отдельных компаний и банков получать сверхдоходы от сделок по покупке или продаже валюты. Достаточно сказать, что поэтому в банковской среде упорно циркулировали слухи о том, что руководители ММВБ уходили в отставку, успев стать к тому времени долларовыми мультимиллионерами.
Нечистый на руку президент «Банка Москвы» Андрей Бородин проводил через валютную биржу махинации, которые позволили ему за несколько лет заработать на этом не менее 30 млн долл. США. Конечно, это мелочь на фоне одного млрд. долларов США, который Бородин украл из «Банка Москвы» и сбежал из России. Но сам факт говорит о том, какие богатые возможности даёт манипулирование на бирже курсом рубля!
Но с 13 июня 2024 года в России из-за блокирующих санкций США в отношении Московской биржи и ее структур (Национального расчетного центра и Национального клирингового центра) были прекращены биржевые торги долларом США и евро, а также гонконгским долларом. Поэтому стало невозможно определять курсы валют в зависимости от спроса на них, как это делалось ранее.
Официальный курс, основой для которого раньше были биржевые торги, Банк России теперь вычисляет по новой методике — на основе данных банковских сделок с валютой и сведений с внебиржевых цифровых платформ.
Сообщается, что с 27 декабря 2024 г. Банк России будет устанавливать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю на основе объединенных данных биржевых и внебиржевых сегментов валютного рынка. Как это реально осуществляется – никому не известно.
Было бы ясно, откуда взялся тот или иной курс рубля, если бы курс доллара к рублю рассчитывался через, например, кросс-курс того же китайского юаня к доллару США, а затем – пересчитывался по курсу юаня к российскому рублю. Тогда можно было бы предполагать какую-то объективность, когда валютный курс рубля определялся в зависимости от изменения спроса на валюту СКВ и китайские юани на мировых биржах, а также со стороны бизнеса и населения.
Пока же ясно одно – курс рубля будет такой, какой объявит Центральный банк. То есть так, как это было в СССР. Back in the USSR! Зачем же тогда официальные лица сегодня перед телекамерами морщат лбы и делают озабоченные лица, обсуждая прогнозы курса доллара? Ведь в итоге курс рубля к мировым валютам СКВ будет именно таким, как решат в правительстве.
Объяснение можно дать следующее. Финансово-экономический блок правительства рассматривает возможность произвольно установления курса рубля к валютам СКВ как один из инструментов повышения доходов федерального бюджета и предотвращения дефицита бюджета. Сегодня, в связи с известными событиями и сокращением объёмов российского экспорта, а также падением мировых цен на энергоресурсы, федеральный бюджет РФ реально становится дефицитным. Поэтому, когда правительству понадобится увеличить бюджетные расходы, возникает риск того, что доходов бюджета при этом просто не хватит.
Финансово-экономический блок правительства уже давно научился тому, как при росте бюджетных расходов не допускать грядущий бюджетный дефицит, но не осуществлять необеспеченную денежную эмиссию. Просто снижается курс рубля по отношению к доллару США и евро, рубль становится дешевле, но зато доходы от экспорта сразу увеличиваются и этим обеспечивается затыкание дыр в бюджете.
Таким образом, директивно устанавливая валютный курс рубля, правительство сохраняет инструмент искусственного увеличения бюджетных доходов через простое манипулирование валютным курсом рубля. Раньше для этого приходилось использовать механизм биржевых валютных торгов. Это было хлопотно и требовало относительно много времени. Сегодня это сделать гораздо проще, чем раньше. Ведь можно устанавливать валютный курс на любом уровне «простым росчерком пера».
По-прежнему увеличение доходов бюджета произойдёт лишь «на бумаге». Ведь реального поступления дополнительных доходов в бюджет не будет. Однако по бухгалтерскому учёту всё будет отлично. И появится возможность осуществлять новые бюджетные расходы как в рамках гособоронзаказа, так и финансирования социальных программ.
Но ничего хорошего для экономики и населения в этом нет. Поскольку реальной продукции не появится, рост бюджетных расходов и падение курса российского рубля вызовет образование новой денежной массы и спровоцирует рост цен.
Но экономика РФ сейчас становится всё менее эффективной. Выпуск военной продукции сегодня не компенсируется выпуском товарной (гражданской) продукции на такую же стоимость. Ведь промышленное производство всё больше ориентируется на выпуск военной продукции как более выгодные заказы. Попытки правительства через госбанки нейтрализовать излишнюю денежную массу путём повышения ставок по депозитам пока не дают необходимого результата.
Всё это неизбежно вызывает диспропорции в соотношении «денежная масса/предлагаемые товары и услуги». То есть, денег становится в стране больше, чем есть возможность их потратить на что-то действительно нужное (а не банально пропить или пустить на ветер).
Это означает, что курс рубля будет стабильно снижаться. То есть, импортные товары для населения (даже из «братского» Китая) будут постоянно расти в цене.
Если уж правительство пошло по такому пути регулирования бюджетного дефицита, то надо хотя бы минимизировать риски роста инфляции. Поэтому в России надо увеличивать выпуск гражданской продукции, решительнее выходить на мировые рынки с новой российской продукцией. Тогда и не нужны будут манипуляции с произвольным валютным курсом рубля.