В стране упорно сохраняется тревога по поводу возможности замораживания банковских вкладов, что сильно беспокоит людей и заставляет их нервничать.
Аналитики полагают, что Центральный банк и финансово-экономический блок правительства РФ могут внезапно объявить о заморозке средств во вкладах в целях борьбы с инфляцией, чтобы, якобы, нейтрализовать огромную массу денег. Ведь, по официальным данным, сумма вкладов населения в российских банках оставляет не менее 70 трлн руб. (!).
Президент банка ВТБ А.Костин прокомментировал постоянно циркулирующие слухи о возможности замораживания - полностью или частично - вкладов населения. Глава ВТБ отметил, что он не видит экономического смысла в заморозке вкладов. «А если нет смысла, тогда зачем это делать? Эта мера крайне непопулярная, естественно, будет в обществе».
Далее, Костин позволил себе поиронизировать над опасениями людей по поводу предстоящей возможной заморозки вкладов в банках: «Я как-то спросил: «Понимаете, это абсурдная как бы идея?» Мне говорят: «Вот поэтому она в России и может появиться». Если по такой логике, то конечно, можно».
Однако всё же у населения России гораздо больше, чем у Костина, оснований ожидать для себя всяческих пакостей. История показывает, что аналогичные действия в отношении личных денег граждан и, вообще, в финансовой сфере, уже неоднократно предпринимались различными правительствами нашей страны, и все так же безо всякого экономического смысла. При этом, абсурдность таких решений с точки зрения экономики была очевидна с самого начала. Скорее, они были предвестниками грядущих политических кризисов и громких отставок.
На закате СССР, в январе 1991 года, правительство Михаила Горбачева провело внезапный принудительный обмен 50 и 100-рублёвых купюр на купюры нового образца. Делалось это под предлогом борьбы с чёрным налом, т.е. наличными деньгами, которые тогда активно использовался в расчётах между юридическими лицами. Кроме того, обнулялись те накопления граждан, которые, по мнению правительства Горбачёва, имели незаконное происхождение.
Однако экономическая эффективность этой меры вызвала сомнения. Вместо пользы получился только вред. Нелегальный бизнес понёс потери, но продолжил своё существование. Поэтому понесённые убытки были им достаточно быстро компенсированы. Но был нанесён сокрушительный удар по рублёвой системе СССР. Снизилось доверие к рублю со стороны населения и бизнеса. Все поняли, что советский рубль – валюта ненадёжная. Поэтому все поняли, что надёжнее использовать доллары США, до которых правительство СССР не способно дотянуться.
С этого момента началась ускоренная и широкая долларизация экономики страны. Люди начали делать сбережения преимущественно в долларах США, а бизнес начал использовать в качестве чёрного нала американскую СКВ. Стало правилом иметь при себе в бумажниках и кошельках не только рубли, но и доллары, потому что частные магазины начали продавать товары не только за рубли. По сути, этим обменом купюр правительством была осуществлена экономическая диверсия и ускорен развал СССР.
К числу таких же подрывных, по сути мероприятий, относится и последовавшая в феврале 1991 года заморозка валютных счетов (преимущественно, государственных компаний и заводов-экспортёров) во Внешэкономбанке (ВЭБ) СССР. Владельцы валютных счетов внезапно лишились своих средств и получили вместо них облигации (т.н. вэбовки). Тем самым, финансовое положение таких предприятий резко ухудшилось, что ускорило развал советской промышленности.
Дальше – больше. В марте 1991 года была осуществлена частичная заморозка вкладов в Сбербанке с возможностью снятия не более 1000 рублей в месяц. Правда, в этот момент умные люди начали догадываться, что на самом деле идёт подкоп под Горбачева с целью подрыва его авторитета и окончательной дискредитации в глазах населения, которое до этого поддерживало его политику перестройки.
В любом случае, была очевидна то ли глупость, то ли злой умысел официальных лиц, принимавших такие непопулярные решения. Подобные решения являлись подтверждением низкой квалификации руководителей государства и правительства, а также ключевых финансовых структур того времени – Центрального банка СССР и Министерства финансов. Нельзя было исключать и вариант заговора, то есть специального провоцирования населения против Горбачёва, карьера которого тогда заканчивалась.
Сейчас, в связи с известными событиями, экономика и финансовая система страны вошли в период как принято говорить турбулентности. Неизбежен рост дефицита бюджета, всплеска инфляции, товарного дефицита, введения для малоимущих частичной карточной системы на основные виды продовольствия.
При этом у части населения стали появляться и накапливаться большие денежные суммы. Это касается участников СВО и работников оборонно-промышленного комплекса. Сюда надо добавить и коррупционеров. Коррупция никуда не делась и продолжает процветать, откаты и взятки берутся с прежней силой и безостановочно, но есть нюанс. Нечистые на руку руководители теперь ограничены в возможности конвертировать свои взятки и откаты в валюту, а также вывести её затем за рубеж. Поэтому сейчас коррупционеры накопили уже много наличных денежных средств именно в рублях.
Эти «горячие» деньги пока недостаточно широко используются для приобретения товаров, потому что в связи с западными санкциями предложение качественных товаров сокращается. То есть, ситуация всё больше напоминает экономику СССР, когда у населения денег было больше, чем оно могло их потратить. И тогда вот именно это обстоятельство может сейчас привести финансово-экономический блок правительства и Центральный банк к идее провести очередную денежную конфискацию, прикрытую фиговым листком государственных интересов.
И вот в марте 2022 года таким образом уже прошла принудительная конвертация валютных вкладов физических лиц в рубли. Сотни тысяч вкладчиков, которые имели банковские вклады в размере более 10 тыс. долл. США, неожиданно лишились своей валюты и получили на своих счетах рублёвую массу, которая совершенно не защищена от инфляции и возможных будущих денежных реформ. Конвертация вкладов из валюты СКВ в рубли имела откровенно конфискационный характер и была осуществлена совершенно советскими методами – внезапно и без возможности спасти что-то из своих сбережений. Но население молча проглотило потерю своих кровных средств. Тогда почему бы властям не повторить подобное? Препятствий, как видно, нет.
Можно предположить, почему финансово-экономический блок правительства России медлит с заморозкой вкладов. Причина состоит в том, что правительство понимает, что, скорее всего, никакого положительного эффекта для экономики не будет. Поэтому власти решили, что пока будет правильно вообще ничего не предпринимать, а ждать прояснения ситуации.
Но административно и технически вклады могут заморозить в любой момент и в любой форме – либо полностью на длительный срок, либо с возможностью периодических выплат в ограниченной сумме. Вот так в 2013 году власти Кипра фактически конфисковали средства зарубежных владельцев, конвертировав их вклады в акции кипрских банков. Это был явно неэквивалентный обмен.
Однако аналитики полагают, что в условиях России кипрский вариант маловероятен. Это связано с низкой популярностью инвестиционного рынка среди населения. В ответ на предложенные ценные бумаги (акции, облигации) вместо денег население может реально пойти на приступ банков. В едином порыве с ними могут оказаться чиновники и силовики, которые так же имеют значительные вклады в банках.
Всё равно, финансово-экономический блок правительства и Центральный банк вынуждены будут что-нибудь сделать, чтобы хоть как-то продемонстрировать свою активность. Ведь напряжённость и проблемы в экономике постоянно возрастают. Вероятно, вместо заморозки вкладов власти могут пойти сначала на увеличение размера налога на процентные доходы по банковским вкладам. Но это будет только первым шагом…