16 июля, среда

Как обезвредить бомбу замедленного действия в виде стейблкойнов?

16 июля 2025 / 02:33
экономист

Маргарет Тэтчер однажды язвительно заметила, что проблема социалистов в том, что рано или поздно у них заканчиваются чужие деньги. Но что произойдёт, когда и у банкиров закончатся чужие деньги, что, похоже, скоро случится?.

Либо нас ждёт очередной катастрофический финансовый кризис, либо мы прибегнем к инновациям, служащим общественным интересам, которые Тэтчер назвала бы социалистическими.

Прежде чем предложить подобный инновационный ответ на риск, что нас затянет в новую финансовую трясину, необходимо понять, что происходит с монетарной политикой в контексте устойчивого роста популярности стейблкоинов. В отличие от биткоина и других криптовалют, которые ни к чему не привязаны и болтаются подобно йо-йо, стейблкоины выпускаются частными корпорациями, обещая, что их токены будут точно соответствовать стоимости доллара США.

Существуют веские причины, по которым рядовые потребители, а не только преступники, хотят использовать стейблкоины: они предлагают способ отправки денег, особенно за границу, который дешевле, быстрее, защищен от санкций США и более надежен, чем ненадежные межбанковские системы обмена сообщениями, такие как SWIFT.

Есть ещё больше причин, по которым финансисты стремятся предложить нам свой бренд стейблкоинов: перенеся торговлю акциями, облигациями, деривативами и другими ценными бумагами на собственный блокчейн, они смогут значительно ускорить и повысить надёжность торговли. Более того, если их стейблкоин станет реально популярным, они будут владеть не только рынком, но и валютой, в которой совершаются сделки, что создаст возможности для колоссальной финансовой прибыли.

Но стейблкоины готовят почву для следующего финансового краха. Во-первых, у их эмитентов есть стимул выпускать больше токенов, чем долларов, которые они держат в резерве для их обеспечения. Кроме того, поскольку эмитенты стейблкоинов держат значительную часть своих долларовых резервов в банках, набег на банки вызовет набег на стейблкоины (шквал запросов на их конвертацию в реальные доллары), который затем спровоцирует каскад набегов на банки.

Более того, стейблкоины, акции и облигации связаны между собой замкнутым кругом: как только финансовая торговля перейдет на блокчейны, «смазанные» стейблкоином, набег на этот стейблкоин поставит под угрозу фондовый рынок и рынок казначейских облигаций стоимостью 29 триллионов долларов. Кроме того, существует глобальная нестабильность, вызванная выпуском обеспеченных долларом стейблкоинов за пределами США компаниями, которые американские власти вряд ли будут спасать в случае необходимости.

Насколько серьезными будут последствия перехода от традиционной денежной системы к этим джунглям частных стейблкоинов? 17 июня Сенат США принял так называемый закон GENIUS. Его главная цель — легитимировать и стимулировать оборот стейблкоинов. По сути, администрация президента Дональда Трампа приватизирует долларовую систему из корыстны геополитических и идеологических соображений. Казначейство США прогнозирует, что «транзакционные депозиты коммерческих банков США (беспроцентные счета)» на общую сумму 6,6 триллиона долларов (что эквивалентно 660% годового оборонного бюджета США) перейдут в стейблкоины благодаря закону GENIUS. Это не что иное, как огромная бомба замедленного действия, заложенная под наши экономики.

Итак, какая же альтернатива? Предположим, что жители США могли бы скачать цифровой кошелёк Федеральной резервной системы из любого магазина приложений. Представьте, что они могли бы попросить работодателей переводить зарплату на этот кошелёк и даже переводить деньги со своих счетов в коммерческих банках, чтобы воспользоваться процентными ставками ФРС по краткосрочным кредитам и бесплатными транзакциями.

Используя ту же технологию блокчейна, что и эмитенты стейблкоинов, ФРС могла бы гарантировать полную конфиденциальность каждого платежа или перевода, при этом позволяя каждому видеть, сколько денег в совокупности циркулирует в системе, тем самым не давая властям создавать новые деньги без ведома всех.

Это была бы праматерь всех стейблкоинов, лишенная каких-либо недостатков. Скорость, эффективность и конфиденциальность сочетались бы с более высокой процентной ставкой по депозитам (по сравнению с коммерческими банками) и надёжной защитой, поскольку ваши цифровые токены на 100% обеспечены ФРС и не подвержены моральным рискам и роковым петлям, характерным для частных стейблкоинов. Более того, эта публичная система обладает дополнительным преимуществом: она позволяет создать трастовый фонд для каждого.

Напомним, что в рамках нынешней системы частичного банковского резервирования коммерческие банки создают гораздо больше долларов с каждого полученного ими доллара депозитов (так называемый мультипликатор денежного рынка). И наоборот, если Министерство финансов США вне врет, что 6,6 триллиона долларов депозитов вот-вот переместятся из американских банков в стейблкоины, общая долларовая масса вскоре резко сократится. Это заставит ФРС существенно повысить процентные ставки, чтобы позволить банкам сделать то же самое и остановить миграцию и сокращение денежной массы, что будет катастрофическим последствием для реальной экономики.

Напротив, после массового перетока банковских депозитов в кошельки ФРС, ФРС будет не нужно повышать процентные ставки. Достаточно лишь рассчитать, насколько сокращается денежная масса, и зачислить на кошелёк каждого жителя сумму, необходимую для поддержания её устойчивого уровня. По сути, без необходимости для государства вводить новые налоги и не занимая ни цента, ФРС предоставит существенный трастовый фонд всем участникам этой новой публичной криптосети, которая будет функционировать как поистине новое денежное сообщество.

Банкирам эта идея, несомненно, не понравится. Лишившись монополии на платежи и сбережения, федеральные кошельки вынудят их действовать так, как им и положено, как финансовых посредников, превращая сбережения Джилл в кредиты для Джека.

Финансовым рынкам также потребуется использовать новый токенизированный доллар ФРС для транзакций, но без непомерной ренты, которую они получили бы, если бы им разрешили приватизировать токенизированный доллар. Банкирам и финансистам, наконец, придётся предложить нам услуги в обстоятельствах, которые позволят нам сказать «нет».

Это новое денежное достояние, включая значительный трастовый фонд для всех, предоставит нам беспрецедентную свободу от банкиров и финансистов. И именно поэтому вы не услышите об этом ни от одной из главных политических партий, финансирование избирательных кампаний которых зависит от банкиров и финансистов.

PS


тэги
читайте также