Экономист Эдуард Семенов о IX форуме Финансового университета.
26 ноября 2024 года состоялся IX форум Финансового университета. В последние годы этот форум перестал быть представительным. В пленарных сессиях участвовали второстепенные чиновники госструктур или первые лица, но, всё же, второстепенных структур (Россотрудничество и т.п.). Поэтому постепенно форум перестал вызывать большое внимание специалистов.
Однако в 2024 году этот форум неожиданно стал представительным и потому крайне интересным. Форум (если точнее, его пленарная сессия) прошёл, без преувеличения, на весьма высоком уровне, и произвёл достаточно большое впечатление на участников.
Достаточно сказать, что в пленарной сессии участвовали глава «Ростеха» Сергей Чемезов, министр финансов РФ Антон Силуанов, глава ВТБ Андрей Костин, губернатор Московской области Андрей Воробьёв, министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут и др. Эти чиновники от начала и до конца отсидели всю пленарную сессию, которая длилась два часа.
Она прошла в формате дискуссии участников, что получилось очень удачно. Обычно на форуме звучат отдельные доклады, после которых их авторы теряли интерес к происходящему и ждали возможности поскорее удалиться. В этот раз было интересно выслушать мнение каждого из этих авторитетных людей сразу по нескольким вопросам.
Тема форума была заявлена как «Новая экономическая политика: От адаптации к рывку». Наверное, имелось в виду, что экономика России прекрасно функционирует в условиях санкций. Но пора думать о выходе на лидирующие позиции в мире. Например, с помощью БРИКС. Со сцены ждали какие-то свежие идеи по переходу от текущей экономической ситуации к новым экономическим высотам и успехам России, её банков и предприятий. Однако тему раскрыть не удалось.
Участниками пленарной сессии подробно обсуждалась непростая экономическая обстановка и тяжёлые условия для банков и промышленных предприятий, обусловленные введением высокой ключевой ставки. Чемезов и Костин предрекали дальнейшее ухудшение в 2025 году положения промышленности и банковской системы, в том числе, и по причине завышенной ключевой ставки. К концу первого часа сессии Силуанов напомнил участникам дискуссии, что вообще-то предполагалось обсудить перспективы развития экономики, а не текущие проблемы. Однако тема перспектив развития экономики России всё-таки не прозвучала и попросту заглохла.
Отметим странности и несуразности в высказываниях таких высокопоставленных чиновников. Так, говоря о перспективах инвестирования, Силуанов сказал, что основным инвестором экономики является частный бизнес. При этом он нашёл источники инвестирования в размере колоссальных 50 трлн. руб. у неких предприятий. Следует напомнить, что в России сейчас практически нет частных промышленных предприятий. И вообще крупные частные компании испытывают значительные трудности, поэтому совсем не настроены вкладываться в инвестиции.
Это означает, что такая колоссальная прибыль может быть только у предприятий и компаний с государственным участием. Все они, как правило, выполняют бюджетные заказы и поэтому живут за счёт федерального бюджета-кормильца. Таким образом, предполагаемая Силуановым прибыль – это всё те же средства федерального бюджета. А госпредприятия не вправе расходовать свою прибыль по своему усмотрению. Они сначала должны получить на инвестирование санкцию государства, т.е. своего владельца. Таким образом, речь может идти только о перераспределении бюджетных средств внутри экономики, что явно не даст необходимого результата для экономического развития.
Следует внимательно оценить сделанное на форуме заявление Чемезова о предстоящем падении военных заказов и снижении выпуска военной продукции в связи с неизбежным окончанием СВО. Это означает, что, возможно, сократится финансирование оборонных предприятий. Тогда неизбежно начнётся кризис оборонной отрасли. Начнётся сокращение зарплат и численности работающих. Что предлагается тогда сделать, как преуменьшить негативные последствия, не пояснялось.
Губернатор Воробьёв уместно напомнил о роли малых и средних предприятий в экономическом развитии. Действительно, государственные предприятия слишком инертны, а руководящие ими чиновники не способны к решительным экономическим инициативам. Как в начале 1990-х годов, инициативу должны взять на себя молодые бизнесмены, возглавляющие пусть и небольшие компании и фирмы, но обладающие большой энергией и желанием добиться успеха.
Прозвучали тревожные заявления Силуанова по поводу международных расчётов. Ситуация очевидна, потому что санкции постоянно отрезают РФ от международных расчётов, рынков финансовых и страховых, депозитарных услуг. Исходя из выступлений спикеров, можно было заметить, что они едины во мнении, что санкции Запада невозможно преодолеть или обойти. Но и смириться нельзя, надо искать альтернативы.
Но и тут ничего дельного и конкретного слушатели не услышали. В очередной раз были озвученны прекрасные мечты о создании своей альтернативной от западной системы бирж, некоего Дубай-клиринга, международных расчётов, новых финансовых инструментов и продуктов. Однако они, равно как и надежды на крушение долларовой системы и заинтересованности арабских стран в сотрудничестве с БРИКС вызывают уже чувство усталости. Ведь никаких конкретных механизмов для создания таких структур не предлагается, звучат лишь надежды, что новые структуры возникнут сами по себе и проблемы рассосутся. Ничего удивительного. Ведь перед слушателями выступали обычные чиновники, хоть и высокопоставленные, но не бизнесмены.
Антон Силуанов настойчиво предлагает создавать собственные суверенные финансовые системы. Но он то ли не понимает, то ли не знает, но на подобное даже у США ушли десятилетия. Причём, в комфортных для них условиях, без войн и санкций.
Так, в 1944 году была создана Бреттон-Вудская система, которая поставила своей целью сделать доллар США мировой лидирующей валютой. Но этого удалось добиться лишь в начале 1970-х годов, т.е. спустя лишь 30 лет. Однако в 1973 году арабские страны резко подняли цены на поставляемую на Запад ими сырую нефть. И сразу оказалось, что мировое лидерство долларовых расчётов само по себе ничего не значит и поэтому приоритет доллара очень шаток. Поэтому США ещё минимум 10-15 лет развивали и совершенствовали систему американских фондовых бирж. И в итоге им удалось привлечь в экономику США триллионы нефтедолларов, полученных арабскими странами от продажи нефти на Запад. Сегодня изощрённая и сложнейшая система финансовых механизмов и инструментов пока ещё способна обеспечивать монополию доллара США в мире. Так что России и БРИКС могут понадобиться, в лучшем случае, десятилетия на создание конкурентоспособной системы. Тем более, для переманивания арабских нефтедолларов из США в Россию.
Какие выводы можно было сделать из услышанного на пленарной сессии? Увы, очевидно, что государство и чиновники не имеют конкретных планов развития экономики. Очевидно, что необходимые специалисты в госструктурах и экономике так и не появятся. Таким образом, некому будет реализовывать грандиозные планы о создании альтернативной экономики, которым суждено остаться несбыточными ещё много лет.
Для «экономического рывка» необходимы глубокие изменения в социально-экономической модели России. Необходимы структурные изменения, развитие сектора гражданской продукции в промышленности. В руководство компаний предприятий необходимо выдвигать новых людей, одновременно привлекая компетентных и опытных специалистов.
Но пока, таким образом, о рывках остаётся лишь мечтать. А адаптироваться придётся, увы, не только к западным санкциям, а, скорее, к надвигающемуся масштабному глобальному экономическому кризису.