23 ноября, суббота

О Джейн Джекобс

19 мая 2017 / 12:19
заместитель главного редактора сайта Центр политического анализа

В официальном анонсе на сайте "Стрелки" рецензия из "Нью-Йоркера" на книгу Джейкобс почему-то лишилась авторства. Ее написал некий "тонкий критик".

Трудно сказать, насколько Льюис Мамфорд был столь уж тонок в критике книги Джейкобс от 1962 года "Жизнь и смерть великих американских городов", которую гражданские активисты почитают как урбанистическую библию, скорее наоборот. Его критика выглядела уничтожающей. (У меня готов перевод этой довольно объемной статьи, не знаю пока, куда его девать).

Джейкобс предстает в фильме Тирнауэра в традиции американского кинематографа - воплощением добра, которое противостоит радикальному злу - "жадным прорабам и тонким критикам". Последних в едином лице воплощает тогдашний главный архитектор Нью-Йорка Роберт Мойзес.

Однако реальность выглядела несколько иначе, нежели в этой пропагандистской ленте. И история показала правоту скорее Мойзеса и Мамфорда, чем Джейкобс и ее экзальтированных сторонников.

Джейкобс своей книгой и спровоцированной ею кампанией гражданского протеста выступила против очень тяжело выработанного леволиберального консенсуса между строителями, представляющими девелоперский бизнес, и городскими планировщиками, которые представляли интересы избранных властей города. Основой этого консенсуса служила градостроительная теория, ориентированная на создание вместо кварталов хаотичной застройки, по сути хрущоб, новых районов массового расселения рабочего и среднего класса - с новыми нормативами по метражу, санитарным удобствам, территориальному благоустройству и т.п. Бунт Джекобс - если переводить его в советские реалии - при всей условности перевода - это аналог немыслимого бунта жителей советских бараков, переполненных клопами и экскрементами - против программы строительства массового социального жилья при Хрущеве.

Результат был немного предсказуем. Консенсус между девелоперами и городскими планировщиками рухнул, а программы строительства социального жилья уступили место "новому урбанизму" и его малоприглядному хипстерическому образцу. Сегодня левые либералы - альянс феминисток, борцов за гражданские права цветного населения и леворадикалов всех мастей - выступают против печального наследия Джекобс, усиленного идеологией креативного класса от Ричарда Флориды. А именно - неолиберального благоустройства (джентрификации) и вызываемых подобной политикой расовой и имущественной сегрегации. Джекобс обманула сама себя и своих почитателей - ее политика узких улочек, низкоэтажной застройки и сохранения структуры гражданского общества привела к экспроприации девелоперами этой идеи ради реконструкции все более элитных районов с крайне высокими ценами на недвижимость и концентрации в этих районах богатых детей новой экономики, с одновременым выбрасыванием всех, кто не вписался в новый рынок, в новые трущобы, которыми теперь стали ныне полузаброшенные объекты социально-ориентированных программ по реконструкции больших городов.

Сама Джекобс пережила время своего триумфа и при жизни была накрепко забыта. Ее последние годы прошли в борьбе против американского государства - она практически сошла с ума, став автором книг о закате Америки. Как ни печально, но именно ее последняя книга с таким заголовком прежде всего и увидела свет в России. В издательстве "Европа".


тэги
читайте также