Намерение евробюрократов создать некий «новый энергетический союз» для защиты интересов ЕС в области энергетики связано с ухудшением российско-европейских отношений. Однако быстрой отдачи от этого проекта ждать не стоит из-за инерционности сферы торговли энергоносителями и необходимости привлечения инвестиций в наращивание энергетической инфраструктуры. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Выработка единой энергетической политики ЕС является приоритетным направлением на ближайшие пять лет. Такие заявления содержит программа, которую опубликовал кандидат на пост главы Еврокомиссии бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
«Я хочу провести реформу и реорганизовать энергетическую политику ЕС в новый Европейский энергетический союз, - подчеркнул Юнкер. - Необходимо соединить наши энергетические ресурсы, инфраструктуру и объединиться, чтобы усилить позиции перед третьими странами. Мы также должны диверсифицировать наши энергетические источники и сократить энергетическую зависимость ряда стран союза».
В минувшую пятницу состоявшийся в Брюсселе саммит ЕС утвердил Юнкера в качестве кандидата на пост председателя Еврокомиссии. Сейчас он подлежит утверждению Европарламентом, где уже существует большинство в поддержку кандидатуры бывшего главы правительства Люксембурга. Ожидается, что ближайшей осенью Жан-Клод Юнкер сменит на посту главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу.
Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева считает предложение Юнкера о создании «Европейского энергетического союза» ответом на действия России. «Нам хотят сказать: вы делайте проекты со странами БРИКС, укрепляйте свое влияние в Азии, продвигайте «Южный поток», а мы в противовес вам создадим свой союз, который будет защищать интересы европейских энергетических компаний», - говорит она.
Кокорева отмечает, что в первую очередь европейцы намерены оказывать давление на ценовую политику российского концерна. «Многие европейские потребители, в частности Италия и Германия, «возмущены» тем, что цены на продукцию «Газпрома» не привязаны к спотовому рынку и в результате российский газ обходится потребителю дороже «рыночной цены». Германия даже добилась пересмотра контрактов с «Газпромом». Так что давление будет в основном на ценовую политику концерна, но возможно европейцы будут добиваться и других уступок – например, эксплуатации газопроводов», - говорит она.
По словам аналитика, энергетическую зависимость Европы можно снизить за счет сжиженного газа. «Некоторые страны, такие как Испания, вообще не покупают российский газ. Хранилища СПГ есть у Италии. Но у остальных стран зачастую нет соответствующей инфраструктуры. Чтобы нарастить эту инфраструктуру, нужны серьезные вложения. При этом не факт, что цена сжиженного газа будет ниже. Вероятно, она будет на 20-30% выше трубопроводного», - отмечает она.
Кокорева полагает, что если Европе принципиально необходимо снизить энергозависимость, то такая возможность в принципе есть, но российский газ выглядит более привлекательным на фоне серьезного бюджетного дефицита в большинстве стран Евросоюза.
Доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России Александр Тэвдой-Бурмули также полагает, что идея Юнкера связана со сложившейся ситуацией в российско-европейских отношениях. «Европа хотела бы максимизировать свою энергетическую безопасность и усилить свою энергетическую политику. Разговоры об этом идут довольно давно и в принципе энергетической политике ЕС уже больше двадцати лет, но в данной ситуации необходимо ее качественное усиление. Нужно повысить координацию в области энергетики, создать безопасную структуру транзита энергоресурсов, снизить энергозависимость», - указывает он.
Тэвдой-Бурмули подчеркивает, что начавшийся процесс не получится краткосрочным.
«Цель может быть поставлена, но сама проблематика торговли энергетическим сырьем достаточно инерционна. Сложно быстро добиться энергетической независимости, унифицировать достаточно разнородные линии поведения европейских стран в этой сфере»
Эксперт констатирует, что цель поставлена. «В условиях ухудшения российско-европейских отношений Европа будет идти к ней более последовательно. Если раньше это была теория, то теперь ее будут переводить в плоскость практики, но мгновенных результатов ждать не стоит», - указывает он.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, напротив, убежден, что предложение Юнкера не связано с давлением на «Газпром», потому что он не является монополистом. «Есть масса [других] поставщиков энергоресурсов в Европу», - сказал он.