22 июля в Кремле состоится заседание Совета безопасности России, посвященное мерам по обеспечению суверенитета и территориальной целостности России. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, не исключают, что поводом для проведении заседания может быть обострившийся на фоне крушения малазийского «Боинга» Украинский кризис и возросшая угроза безопасности Крыма.
Минувшей ночью, после ряда телефонных переговоров с западными лидерами, российский президент Владимир Путин выступил с публичным заявлением по ситуации в Украине. Он призвал «людей, которые отвечают за ситуацию в регионе», повысить ответственность «и перед собственным народом, и перед народами тех стран, представители которых стали жертвами этой катастрофы». Президент напомнил о прерванном 28 июня по инициативе Киева перемирии на Юго-востоке и призвал гарантировать объективное расследование катастрофы Боинга. Со стороны России он пообещал приложить все усилия к тому, чтобы «конфликт на востоке Украины перешел из сегодняшней военной фазы в фазу обсуждения за столом переговоров мирными и исключительно дипломатическими средствами».
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что экстренность обращения Путина можно объяснить, во-первых, необходимостью оперативно отреагировать на заявления других мировых лидеров по ситуации вокруг крушения малазийского «Боинга», и, во-вторых, необходимостью повлиять на попытки сформировать негативный образ России в ситуации с упавшим лайнером.
«В деле упавшего «Боинга» предпринимаются настойчивые попытки обвинить Россию, - считает политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. - Причины, по которым это предпринимается, достаточно прозрачны – Киев и Запад увидели возможность переломить ситуацию в свою пользу, чем они и пытаются воспользоваться невзирая ни на какие факты и обстоятельства».
По мнению эксперта, в США могут предпринять попытку убедить Европу подключиться к секторальным санкциям против российской экономики.
Проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков также полагает, что Путин таким образом хотел помешать США обвинить в трагедии Россию.
«Стало ясно, что американцы и дальше будут создавать у европейского общественного мнения впечатление, что в трагедии виновата Россия. Важно было ударить по этим планам, продемонстрировать готовность России оказать всевозможную помощь следствию, более того, собственную заинтересованность в объективном расследовании», - говорит политолог.
При этом Марков не исключает, что и завтрашнее заседание Совета Безопасности России будет так или иначе связано с украинскими событиями.
«Это война нового типа – гибридная – своей целью она имеет свержение законно избранного правительства России, а в качестве средства для этого, среди прочего, может быть использована, например, атака на Крым или южные регионы страны. Речь о терактах, которые, конечно, будут осуществляться не самими американцами, а руками доведенных до исступления украинских националистов», - предполагает Марков.
В свою очередь, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что Совет безопасности России на своем заседании будет решать две проблемы: как обезопасить крымские границы и как помешать западной пропаганде использовать ситуацию с упавшим «Боингом».
«Безусловно, российское руководство очень беспокоит скопление сил рядом с границами Крыма. Понятно, что это покушение на целостность РФ. Второе – понятно, что Украина попытается использовать негативный фон вокруг России, который удалось создать США, и извлечь из этого максимум выгоды для себя. Думаю, что на Совете безопасности будут приниматься решения, как нейтрализовать эти инициативы наших оппонентов»
Алексей Зудин не исключает, что на заседании Совета безопасности России, среди прочего, будет обсуждаться возможная внутренняя угроза суверенитету России.
«В голову приходят заявления и действия некоторых представителей несистемной оппозиции, которые не склонны считать этот принцип (территориальной целостности страны – ред.) неприкосновенным», - допускает политолог.