Президент России Владимир Путин в среду посетил с краткосрочным визитом Минск. Несмотря на то, что формальным поводом приезда Путина в Минск стало участие главы государства в праздновании 70-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и Дня независимости Республики, отмечаемого 3 июля, главной темой переговоров в Минске стала ситуация на Украине. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, отмечают, что не стоит придавать чересчур большое значение порой неоднозначным заявлениям Александра Лукашенко по украинскому вопросу, ведь в отношениях России и Белоруссии сегодня царит здоровый прагматизм.
Позицию белорусского президента по Украине вряд ли кто-то сможет назвать пророссийской на все сто процентов. Но наши страны связывают слишком много политических и экономических нитей, чтобы говорить о дрейфе Лукашенко в сторону от России. Неудивительно, что накануне прибытия Путина в Минск в администрации президента России сообщили, что «внешнеполитическое взаимодействие между странами имеет системный и многоплановый характер». «Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях», - напомнили в Кремле.
В Москве подчеркивают, что в целом «отношения между двумя странами динамично развиваются на принципах союзничества и стратегического партнерства». Тому подтверждением наглядный факт: сегодняшняя встреча Путина и Лукашенко стала восьмой с начала года.
Впрочем, облака на небосводе отношений двух стран тоже имеются. Речь о торгово-экономическом сотрудничестве. По итогам прошлого года товарооборот равнялся $39,7 млрд. Неплохая цифра, но есть одно «но». Этот же показатель в 2012 году составлял $43,8 млрд. В январе-апреле текущего года объем торговли составил $10,1 млрд, несколько снизившись (на 14%) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Удельный вес России во внешней торговле Белоруссии превышает 49% (доля Белоруссии во внешнеторговом обороте России - около 4%).
Возможно, именно в экономике стоит искать корни порой неоднозначных заявлений белорусского лидера, пытающегося наладить дела у себя дома.
Доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ Кирилл Коктыш уверен в том, что «Александр Лукашенко - надежный структурный партнер России, если вспомнить, к примеру, Евразийский союз». «Одна из причин - нынешняя экономическая ситуация в Евросоюзе. Он для Белоруссии менее привлекательный, ведь Евразийский союз не будет либеральным по свой конструкции, он станет достаточно сильным протекционистским образованием. Это означает золотой шанс для белорусского индустриализма», - уверен эксперт.
В то же время, уверен Коктыш, в украинском вопросе у Лукашенко есть свои, очень понятные интересы, «поскольку поток беженцев из Украины, устремившийся в Белоруссию – ничуть не меньше, чем в Россию».
«Белоруссия разделилась на тех, кто солидаризировался с Киевом, и тех, кто поддерживает противоположную сторону, - уточнил он. - Понятно, что Лукашенко из соображений внутренней стабильности занимает, по крайней мере, подчеркнуто нейтральную позицию, собственную позицию. В первую очередь ему нужно решать вопросы стабильности на собственных границах, а уж потом про что-то еще».
В свою очередь, исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева напоминает о том, что «Россия ожидает от одного из своих ближайших союзников, которым является Белоруссия, более четкой и определившейся позиции по Украине».
«Белоруссия, руководство страны, ее президент на протяжении последних нескольких лет демонстрирует попытки лавировать между разными центрами силы, при этом пытаясь извлечь максимальную выгоду для своих национальных интересов, - считает Якушева. - И такая позиция не всегда устраивала Россию».
Тем не менее, эксперт уверена, что «Белоруссия будет нас поддерживать» (в украинском вопросе – ред.). «Другое дело, постоянно будут происходить некие движения, шаги, меры, которые не будут удовлетворять полностью Россию, - прогнозирует она. - Но на официальном уровне нам будет оказываться поддержка. Так уже было, скажем, в ходе голосования по крымскому вопросу на Генассамблее ООН, когда Белоруссия нас поддержала».
«Нужно также помнить, что при подписании договора Лукашенко заявлял, что Евразийский союз может стать военно-политическим объединением в будущем, - добавила Якушева.
«То, что Белоруссия видит в России главного военного союзника на Евразийском континенте, означает, что общую стратегию безопасности эта страна готова строить с РФ. А это еще одно подтверждение, что по украинскому вопросу, который, прежде всего, является вопросом безопасности в регионе, Белоруссия занимает пророссийскую позицию»
Вместе с тем не стоит воспринимать Белоруссию как вассала России. Такого мнения придерживается заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«Если говорить о Белоруссии, о той позиции, которую занимает президент этой страны Александр Лукашенко по Украине, то нужно понимать, что союзник – не значит вассал, - подчеркнул эксперт. - Например, сейчас Франция и Германия занимают несколько иную позицию по Украине, нежели ту, которой придерживаются США. Но это не отменяет того факта, что Франция и Германия являются тесными союзниками Соединенных Штатов».
«У нас по инерции считают, что союзник для России – это страна, скажем, похожая на ГДР времен Хонеккера, а иная позиция – вопреки «хозяину» - недопустима. Но это неправильно»
Как считает Жарихин, по принципиальным вопросам, по военно-политическому сотрудничеству Белоруссия, безусловно, является союзником нашей страны. «Но это не значит, что ее позиция по всем вопросам будет идентична российской. У нее своя игра, она на нее имеет право и это нормально», - отмечает эксперт.
Стоит добавить, что белорусские граждане в целом относятся к российской позиции по Украине положительно. В день визита в Минск Владимира Путин в СМИ были распространены результаты социологического опроса, проведенного белорусским Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), который базируется в Вильнюсе. По их данным, 62,2% опрошенных жителей Белоруссии назвали присоединение Крыма к России «возвращением России русских земель, восстановление исторической справедливости».