Выступление Владимира Путина в рамках клуба «Валдай» многие заранее окрестили новой Мюнхенской речью, памятуя о жестком выступлении Путина в Германии в 2007 году. Международная обстановка ныне располагает к жесткости, но российский президент был корректен и аккуратен. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, рассказали, что именно они услышали в речи президента.
В очередной, уже 11-й раз собрался международный дискуссионный клуб «Валдай». Эта площадка появилась еще в 2004 году — так назвали собрание известных экспертов, специализирующихся на изучении внешней и внутренней политики России. Клуб был создан в сентябре 2004 года по инициативе агентства «РИА Новости», Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), газеты «The Moscow Times», журналов «Россия в глобальной политике» и «Russia Profile». С 2004 года в заседаниях клуба приняли участие более шести сотен как российских, так и международных экспертов, в сферу профессиональных интересов которых входит Россия и ее внешняя и внутренняя политика.
В 2014 году в организации Клуба произошла трансформация, сообщал ранее председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий. В состав участников Фонда, который после ликвидации «РИА Новости» взял на себя функции обеспечения деятельности Клуба, вошли ведущие российские исследовательские центры по международной проблематике — МГИМО, Российский совет по международным делам, Совет по внешней и оборонной политике, а также Высшая школа экономики.
11-й форум получился представительным. Накануне в работе клуба приняли участие несколько российских чиновников высокого ранга — глава администрации президента Сергей Иванов, его первый заместитель Вячеслав Володин, министр иностранных дел России Сергей Лавров. Таким образом, и в первый день работы клуба экспертам было с кем и что обсудить. Но центральным событием стало итоговое заседание клуба, участие в котором принял российский президент Владимир Путин. Как нельзя более актуальной была и заявленная тема «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?»
Именно этой теме полностью и посвятил свое выступление российский президент. По мысли Владимира Путина, мировой порядок сегодня находится в состоянии вынужденного переформатирования. «Механизм сдержек и противовесов, который в предыдущие десятилетия трудно складывался, порой мучительно выстраивался, нельзя было ломать, во всяком случае нельзя было ничего ломать, не создавая ничего взамен, иначе действительно не осталось бы других инструментов, кроме грубой силы. Нужно было провести разумную реконструкцию, адаптировать к новым реалиям систему международных отношений», — выразил уверенность президент России.
Виновником демонтажа механизма системы сдержек и противовесов Владимир Путин назвал, прежде всего, Соединенные Штаты. «Соединённые Штаты, объявившие себя победителями в холодной войне, самоуверенно, считаю, подумали, что в этом просто нет нужды. И вместо установления нового баланса сил, который является необходимым условием порядка и стабильности, напротив, были предприняты шаги, которые привели к резкому усугублению дисбаланса», — заявил российский лидер.
Коснулся Владимир Путин и вопроса антироссийских санкций. «Санкции уже подрывают основы мировой торговли и правила ВТО, принципы незыблемости частной собственности, расшатывают либеральную модель глобализации, основанную на рынке, свободе и конкуренции. Модель, главными бенефициарами которой, замечу, как раз и являются страны Запада. Теперь они рискуют потерять доверие, как лидеры глобализации», — так оценил санкции президент.
Объяснил Путин и «азиатский поворот» в российской политике. «Сегодня звучат утверждения, что Россия якобы отворачивается от Европы, наверное, и в ходе дискуссий это звучало, ищет других деловых партнеров, прежде всего, в Азии. Хочу сказать, что это абсолютно не так. Наша активная политика в Азиатско-Тихоокеанском регионе началась отнюдь не сегодня и не в связи с санкциями, а уже более чем несколько лет назад. Так же, как и многие другие страны, в том числе западные страны, мы исходили из того, что восток занимает все более значимое место в мире и в экономике, и в политике», — отметил Путин.
Президент коснулся и роли международных организаций в процессе урегулирования международных проблем. По его мысли, организации надо реформировать, но сама их роль не подвергается сомнению. «Тут даже не надо что-либо строить полностью, с нуля, это не green field, тем более что созданные после Второй мировой войны институты достаточно универсальны и могут быть наполнены более современным содержанием, адекватным текущей ситуации. Это касается и совершенствования работы ООН, центральная роль которой незаменима, и ОБСЕ, которая за 40 лет зарекомендовала себя востребованным механизмом в обеспечении безопасности и сотрудничества в Евроатлантике. Надо сказать, что и сейчас при урегулировании кризиса на юго-востоке Украины ОБСЕ играет весьма позитивную роль», — сказал Путин.
Разумеется, коснулся президент и украинского кризиса (а потом его еще несколько раз спрашивали об этом зарубежные политологи). Ассоциация Украины с ЕС, напомнил Путин, затрагивала интересы России. «Хотел бы напомнить о событиях прошлого года. Тогда мы говорили нашим партнерам, и американским, и европейским партнерам, что поспешные, закулисные решения, допустим, по ассоциации Украины и ЕС чреваты серьезными рисками, мы даже о политике ничего не говорили, мы говорили только об экономике, серьезными рисками в экономике, что подобные явочные шаги затрагивают интересы многих третьих стран, в том числе Россию как основного торгового партнера Украины, что необходимо широкое обсуждение вопросов», — пояснил позицию России Путин.
Опрошенные Центром политического анализа эксперты поделились впечатлениями от выступления российского президента.
«Это вторая Мюнхенская речь. Ее смысл, на мой взгляд, сводится к одному: Россия не уступит неправомерному и незаконному давлению Запада (читай: санкциям) и намерена по-прежнему следовать собственным курсом», — считает профессор МГИМО Валерий Соловей.
По его оценке, «последствия этой речи для российско-западных отношений будут, вероятно, значительными и, скорее всего, негативными».
«Я не думаю, что стоит сравнивать выступление Путина в плане восприятия Мюнхенской речи, как чего-то поворотного в российской внешней политике с его выступлением на Валдайском форуме. Президент на Валдайском форуме обозначил четкие правила игры, четкие ориентиры, которыми руководствуется российская внешняя политика», — не согласен с ним заместитель директора по науке Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов.
Как говорит эксперт, в выступлении Путина прозвучала ключевая мысль, что «Россия не добивается конфронтации с Западом и, прежде всего с США и готова пойти даже на дальнейшее ядерное разоружение (это очень важно), в рамках, разумеется, предусматривающих сохранение интересов национальной безопасности».
«Путин также сказал о том, что Россия готова идти на диалог с Западом и с США и добиваться нормализации отношений при условии принятия правил игры, которые предлагает Россия», — отмечает Суслов.
«Россия заявила о непризнании глобального лидерства Соединенных Штатов Америки. Путин также ясно дал понять, что условиям для нормализации отношений с Западом и, прежде всего, с США является согласие признать предложенные Россией правила игры. Они заключаются, как уточнил Путин, в соблюдении жизненно важных интересов России», — делится он впечатлениями от речи президента.
«Другое дело, что США пока выражают явную неготовность пойти на такие условия и всячески выражают готовность к продолжению политики политико-дипломатического сдерживания и экономического давления», — говорит Суслов.
«Между тем, в рамках Валдайского форума целый ряд официальных лиц (и Шувалов, и Иванов, и Путин) заявляли о том, что Россия не будет отступать перед давлением и готова к последствиям. Более того, выражалось мнение, что Россия сможет адаптироваться и в этих условиях совершить рывок — осуществить модернизацию, новую индустриализацию и так далее», — рассказывает эксперт.
«Отличие от Мюнхенской речи тут хотя бы в том, что ней Россия предупреждала о том, чего не надо делать, иначе наступят неприятные последствия. Теперь неприятные последствия уже наступили, и Россия говорит, что она не будет отступать и поддаваться давлению», — резюмирует Суслов.
«Мне кажется, это — антимюнхенская речь. Оценки Владимира Путина были гораздо мягче и компромисснее, чем я ожидал. И гораздо мягче, чем выступления некоторых политиков из окружения Владимира Путина и даже некоторых аналитиков, которых мы слышали в ходе Валдайского форума», — согласен с ним директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин.
«Все эти слова: про новый мировой порядок, про новые международные организации — все это мне очень понравилось, и это такой стратегический взгляд, которого сейчас очень не хватает в мире. Все мыслят тактически. Именно с этой точки зрения, Валдайская речь Путина напоминает Мюнхенскую речь, но уровень компромиссности был гораздо выше, особенно учитывая то, что творится сегодня в мире», — уверен эксперт.
Михаил Захаров