Президент на Валдайском форуме обозначил четкие правила игры.
Я не думаю, что стоит сравнивать выступление Путина в плане восприятия Мюнхенской речи, как чего-то поворотного в российской внешней политике с его выступлением на «Валдайском форуме». Президент на «Валдайском форуме» обозначил четкие правила игры, четкие ориентиры, которыми руководствуется российская внешняя политика.
Путин также сказал о том, что Россия готова идти на диалог с Западом и с США и добиваться нормализации отношений при условии принятия правил игры, которые предлагает Россия. Заявлено, что Россия не добивается конфронтации с Западом и, прежде всего с США и готова пойти даже на дальнейшее ядерное разоружение (это очень важно), в рамках, разумеется, предусматривающих сохранение интересов национальной безопасности.
Россия заявила о непризнании глобального лидерства Соединенных Штатов Америки. Путин также ясно дал понять, что условиям для нормализации отношений с Западом и, прежде всего, с США является согласие признать предложенные Россией правила игры. Они заключаются, как уточнил Путин, в соблюдении жизненно важных интересов Россию.
Другое дело, что США пока выражают явную неготовность пойти на такие условия и всячески выражают готовность к продолжению политики политико-дипломатического сдерживания и экономического давления. Между тем, в рамках Валдайского форума целый ряд официальных лиц (и Шувалов, и Иванов, и Путин) заявляли о том, что Россия не будет отступать перед давлением и готова к последствиям. Более того, выражалось мнение, что Россия сможет адаптироваться и в этих условиях совершить рывок.
Отличие от мюнхенской речи тут хотя бы в том, что в мюнхенской речи Россия предупреждала о том, чего не надо делать, иначе наступят неприятные последствия. Теперь неприятные последствия уже наступили, и Россия говорит, что она не будет отступать и поддаваться давлению.