Ситуация на финансовых рынках страны постепенно стабилизируется после «черного понедельника» 3 марта. Во вторник российские фондовые индексы закончили день ростом, отыграв половину падения предыдущего дня. Индекс ММВБ вырос на 5,22% до 1356,03 пункта, а индекс РТС — на 6,17% до уровня 1183,82 пункта. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, не склонны драматизировать ситуацию и считают, что Центробанку и Минфину удастся нивелировать последствия падения рынков на фоне украинского кризиса.
Российский Минфин больше не покупает доллары. По крайней мере, временно. В сообщении министерства, опубликованном 4 марта, говорится: «В связи с повышенным уровнем волатильности, наблюдаемым в последнее время на финансовых рынках, Минфин России и Федеральное казначейство сообщают о приостановке с 4 марта текущего года операций покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, осуществляемых в целях перечисления в Резервный фонд по итогам 2013 года дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме 212,2 млрд. рублей. Суммарный объем средств, направленный на покупку иностранной валюты, составил к настоящему времени 38 млрд. рублей».
Курс доллара и евро к рублю и впрямь довольно сильно в последние недели повышается. А с учетом политической конъюнктуры и угрозы введения санкций со стороны США неопределенность только усиливается. Звучат уже и предложения куда более радикальные, нежели приостановка покупки иностранной валюты.
Советник президента России Сергей Глазьев в интервью РИА «Новости» высказался крайне жестко. Согласно словам советника президента, Россия может начать и сбрасывать американские бумаги в случае введения санкций против нее. «Мы держим казначейские обязательства на приличную сумму — больше 200 миллиардов долларов, и если США посмеют против нас применить санкции по замораживанию счетов российских предприятий и граждан, то мы не сможем больше рассматривать Америку как надежного партнера и будем рекомендовать всем сбрасывать американские казначейские обязательства, сбрасывать доллары как валюту, в которой мы не можем быть уверены, и уходить с американского рынка», — утверждает Глазьев.
В Кремле и Белом доме, впрочем, поспешили заявить, что позиция Глазьева — личное мнение советника, а не официальная позиция России.
«Февральская волна девальвации рубля началась как раз с сообщения Банка России о начале операций по пополнению Резервного фонда, то есть еще до внезапной эскалации конфликта на Украине», — напоминает старший аналитик ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко.
По словам эксперта, механизм пополнения фонда подразумевал ежедневную покупку валюты на 100 миллионов долларов Федеральным казначейством у Банка России, который, в свою очередь, сократил на данную сумму объем своих ежедневных валютных интервенций.
«При этом ранее представители Минфина заявляли, что не будут выходить на рынок с покупкой валюты, пока ЦБ препятствует ослаблению рубля. В результате новость и сокращение интервенций спровоцировали дополнительное негативное давление на рубль», — заявил Кравченко.
Политика на курс рубля тоже повлияла. «После политических событий минувших выходных рубль в понедельник оказался и вовсе на грани нового обвала, и только жесткие меры ЦБ смогли уберечь его от этого. В подобных условиях решение о приостановке закупки валюты Минфином в Резервный фонд выглядит весьма логичным и согласуется с политикой ЦБ по поддержке рубля», — полагает эксперт.
Решение Минфина призвано снизить давление на российский рубль, уверен аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. «Покупки возобновятся, как только будет возможность без последствий для курса рубля, то есть будут отменены антикризисные решения Центрального банка, а объем валютных интервенций снизится до среднедневного по итогам 2013 года. Резервный Фонд от этого может только выиграть, так как курсовая переоценка купленных по более низким ценам долларов дополнительно увеличит его размер», — полагает он.
Заявление Глазьева эксперты полагают излишне радикальным. «Позиция Глазьева достаточно радикальна и, с моей точки зрения, экономически не оправдана. Доллар устраивает всех игроков на рынке, и причин отказа от него нет», — полагает глава аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. По мнению эксперта, любые санкции США будут носить декларативный характер. «Статьи в прессе, призывы отказаться от покупки российских товаров и ценных бумаг — опять-таки устные», — полагает Разуваев.
Как напомнил эксперт, «Европа была и остается одним из главных торговых партнеров России, несмотря на то, что тренд в сторону Азии наблюдается». По мнению Разуваева, Россия не будет отказываться от вложений в американские бумаги. «Возможны локальные продажи — день-два, но вряд ли больше. Поскольку современный мир устроен так, что долговые обязательства США — наиболее ликвидные и надежные бумаги», — считает аналитик.
С ним согласен и Антон Сороко из ИХ «ФИНАМ». «Заявление Глазьева скорее является обычным заявлением в рамках текущего напряженного диалога между РФ и Западом. Не думаю, что это будет необходимо в ближайшее время (отказ от доллара как такового)».
«Россия давно проводит процесс по децентрализации потоков своих ресурсов за рубеж. Сейчас одним из ключевых торговых партнеров нашей страны стал Китай, которому нужны наши энергоносители, да и синергия с областями Дальнего Востока не выглядит лишней. Китай, кстати, работает над отказом от доллара в торговле нефтью, и многие соседствующие с ним страны уже перешли на такого рода расчеты», — напоминает эксперт.
По словам Сороко, «переориентация российского экспорта с европейского рынка на азиатский может негативно сказаться на ЕС — Европа может просто не успеть найти адекватный вариант замещения, учитывая дорогостоящие инвестиции в необходимую инфраструктуру».