Статья бывшего посла США в России Майкла Макфола, опубликованная в газете The New York Times, выражает его разочарование от двух проведенных в России лет, которые не оправдали его интеллектуальные концепции и не востребовали его дипломатические таланты. Такое мнение выразили эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В воскресенье, 23 марта, газета The New York Times опубликовала статью Макфола под названием «Confronting Putin’s Russia» («Противостояние России»). В ней он посетовал на то, что США не смогли «в полной мере выиграть холодную войну». «Коммунизм исчез, Советский Союз исчез и российское могущество уменьшилось. Но крах советского строя не привел автоматически к транзиту в сторону демократии и рыночной экономики в России или к интеграции России в Запад», - написал бывший американский посол.
Макфол привычно нашел в России «тоску по старому порядку и недовольство условиями, которые сложились после окончания Холодной войны».
Экс-посол США в России считает, что «нынешний режим должен быть изолирован». Он призвал отбросить попытки «изменить поведение Кремля в процессе взаимодействия», исключить Россию из G8, приостановить переговоры по ПРО и по присоединению к ОЭСР. Также Макфол поддержал санкции против российских официальных лиц.
Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов отмечает, что двухлетнее пребывание Майкла Макфола на посту посла в России стало разочарованием как для него, так и для России.
«Макфола назначили в совсем другой атмосфере, и предполагалось, что он станет политическим связным между Обамой и российским руководством для следующей фазы развития отношений после «перезагрузки». Во время его назначения планы были очень радужными, но ситуация в России изменилась. Макфол – политический назначенец, не карьерный дипломат и должен был реализовывать эту повестку. Но все оказалось по-другому, и его талант оказался невостребованным. Пребывание Макфола в России ознаменовалось скорее конфликтами, чем успехами. Уезжал он весьма разочарованным», - рассказал Лукьянов.
По мнению эксперта, взгляды, которые Макфол выражает сейчас, никак не противоречат тем взглядам, которые он исповедовал до прихода на госслужбу. «Он был известным сторонником либерального подхода по распространению демократии в мире. Об этом он и пишет в своей статье: мы не довершили работу по трансформации России, которая началась с окончанием «холодной войны». Фактически он призывает довершить эту работу», - указывает Лукьянов.
Глава СВОП полагает, что в известной степени Макфолу просто не повезло. «Обострение американо-российских отношений, при всей значимости Макфола, произошло не из-за него. Ему в России в эти два года явно не понравилось, и ожидалось, что после освобождения от официальных обязательств, он выскажется. Теперь мы видим, что Макфолу действительно было некомфортно», - подчеркивает Лукьянов.
Профессор РГГУ Сергей Черняховский указывает на то, что умозрительные концепции Макфола вошли в противоречие с реальностью в бытность его послом.
«К большому разочарованию Макфола, его умозрительная модель рухнула и он встал перед выбором: либо признать свои ошибки, либо обвинить кого-то в разрушении своей модели. Макфол фактически пишет, что это не его концепция была неправильной, а это российская власть оказалась сильнее»
По словам Черняховского, бывший посол так и не смог понять, что тусовка из бывших «яблочников» и членов СПС не имеет отношения к российскому общественному мнению. «Он не понял также, что Россия имеет право на воссоединение и право на отстаивание своих интересов. Макфол – человек довольно левых взглядов, и как многие левые, не смог из-за своих догматов увидеть реальной жизни», - сетует он.
Эксперт утверждает, что Макфол пытался вернуться на пост посла, опасаясь, что Америка может довести до катастрофического сценария события в Крыму. «Теперь он, может быть, оправдывается перед американской элитой за свою позицию по улучшению отношений к России перед лицом дипломатического кризиса. Макфола сейчас начнут обвинять в ослаблении Америки», - полагает он.
По словам Черняховского, призывы изолировать Россию напоминают ему историю с Лигой наций, из которой выходили одна страна за другой, и ей ничего не оставалось, как самораспуститься.